СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Беленкевский Д.С.

Симонова И.В.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Анализ условий преемственности обучения базам данных в процессе трансформации инструментария обучения программированию

В статье описаны и проанализированы условия для успешной трансформации инструментария обучения программированию и проектированию баз данных, предложена модель, направленная на практико-ориентированную деятельность студентов в области работы с базами данных.

Belenkevskiy D. S.,

Simonova I. V.

HSPU

St. Petersburg, Russia

Analysis of succession conditions in database education in the process of transformation of programming learning tools

The article describes and analyzes the conditions for successful transformation of teaching tools for programming and database design, as well as a model aimed at practical student activities in the field of database work.
На протяжении длительного периода обучения программированию, в том числе разработки баз данных и приложений к ним, в содержании основной образовательной программы (ООП) для профиля обучения «Информатика и информационные технологии в образовании» предполагалось использование объектно-ориентированного языка программирования – Object Pascal (среда разработки Delphi 7) и соответствующих СУБД, имеющих полную интеграцию и поддержку с языком разработки. В таких условиях, акцент делался на десктопных информационных системах, общий срок обучения, начиная с введения в программирование, составлял 5 семестров [1]. Это позволяло сформировать прочные умения и навыки в области программирования и разработки баз данных и алгоритмической компетентности студентов.
Аналогичный подход реализовывался в рамках стандарта 2004 года для школы, ФГОС 2010-2012 годов и нашел отражение в материалах итогового оценивания (ОГЭ/ЕГЭ). Однако, начиная с 2020 года, вслед за стремительным развитием систем искусственного интеллекта (ИИ), в том числе машинного обучения и нейронных сетей, произошел переход к изучению интерпретируемого языка программирования Python, как ведущего языка программирования с низким порогом вхождения. Это оказало влияние на ФГОС для основной и старшей школы, принятой в 2021 году. В учебно-методических материалах для учеников и учителей при переходе к компьютерному варианту ЕГЭ по информатике язык Python может быть использован для решения 70% заданий.
Перечисленные аспекты привели к трансформации в содержании обучения программированию, в методах обучения и требований к цифровым ресурсам, отражающих изменения. С этой целью были сформулированы условия, которые позволят определить успешность трансформации.
В первую очередь необходимо учитывать актуальные направления науки, которые влияют на внедрение в образовательный процесс новых цифровых инструментов и технологий. Важно включить в новую модель учебно-методическую базу, которая использовалась на предыдущих этапах обучения, поскольку она гарантирует сформированность соответствующих компетенций в области программирования. Язык программирования Python, за счет многогранности своих возможностей, выбран в качестве основного языка. Кроме того, в модели предусмотрено использование проектной деятельности квази-профессиональной направленности, в рамках учебной-практики (предметно-содержательной). Метод проектов «по ролям» призван укрепить ранее сформированные умения и навыки
Преимуществами языка Python являются: поддержка парадигмы объектно-ориентированного программирования, большое число встроенных и разработанных библиотек для решения традиционных задач (математических, статистических, обработки сложных структур данных и т.д.). Использование библиотек позволяет разрабатывать модульные приложения без написания дополнительного кода, таким образом, не демонстрируя весь процесс построения решения задач. В Python сохранены основные управленческие конструкции, такие как линейные, разветвленные и циклические. Особое значение в языке Python имеют списки и словари. Это расширяет классы задач при обучении программированию, в том числе и при проектировании баз данных. Опыт показывает, что это позволяет школьникам и студентам достаточно быстро освоить язык и решать практически все задачи школьного курса информатики.
К недостаткам Python можно отнести: медленную производительность, в сравнении с другими языками программирования, применяемых, например, в машинном обучении – C++ и Java; отсутствие статической типизации, затраты времени для оптимизации с целью повышения производительности, отсутствие общей среды разработки, что может приводить к проблемам с совместимостью [5]. Кроме того, существуют риски, что при таком переходе, могут быть не сформированы умения решать типовые задачи без использования языка Python. Могут возникнуть сложности развития умений решать разнообразные классы заданий, в том числе по программированию, предполагающих разработку детализированного алгоритма в новой учебной ситуации. Существует вероятность, что у студентов не будет в достаточной мере развито когнитивное мышление, а также сложности в развитии группы умений, предложенных в требованиях ФГОС для основной и старшей ступени образования (личностных и метапредметных).
В рамках трансформации обучения будущих учителей информатики предполагается использование языка Python при изучении работы с системами управления базами данных (СУБД) и основ проектирования информационных систем и веб-ресурсов. Общие идеи модели обучения описаны в статье Беленкевского Д.С. и тезисе Беленкевского Д.С., Симоновой И.В. [2, 4].
Трансформация содержания обучения базам данных состоит в переходе от изучения среды разработки Delphi 7, построенной на основе языка программирования Object Pascal, к языку Python, с сохранением всех ранее сформированных навыков и умений, и использованию СУБД Firebird. Эта СУБД интегрируется с языком программирования Python через библиотеку fdb [6]. В процессе обучения студенты знакомятся с историей развития систем управления базами данных, изучают основные модели баз данных, работают с реляционными БД, учатся проектировать базы данных и писать запросы на языке SQL. Примерные варианты работы с БД на языке программирования Python описаны в [8].
Прикладной значимостью курса является введение в разработку информационных систем. Практическая часть обучения предусматривает работу над созданием «прототипов» БД-приложений, имеющих аналоги в реальном мире. Среда разработки Delphi 7 позволяет создавать простые представления базы данных с использованием БД-компонентов, встроенных в пакет InterBase (рисунок 1). Подобные образцы возможно реализовать на языке Python и GUI-библиотеки Tkinter (рисунок 2).

Рисунок 1 – Представление таблицы «Товары» на форме в среде разработке Delphi 7

Рисунок 2 – Представление таблицы «Товары» написанной с использование библиотеки Tkinter на языке Python

Разница подходов заключается в проектировании интерфейса приложения, среда разработки Delphi 7 позволяет самостоятельно настраивать форму отображения, «мануально» определять компоненты БД в пространстве; разработка интерфейса на языке Python предполагает написание кода, который задает компоненты Tkinter и их расположение на форме. Разработка табличного представления БД может занять больше времени на языке Python, однако это не является недостатком, поскольку такой вариант позволяет организовать детальную работу с кодом, познакомиться подробнее с GUI-библиотекой и в будущем применять навыки в профессиональной деятельности.
Кроме того, использование языка Python, в рамках изучения СУБД, позволяет организовать переход от проектирования десктопных-приложений к изучению основам веб-программирования и проектированию веб-приложений. В рамках обучения, студенты уже знакомы с языком разметки HTML и языком стилей CSS, эти знания позволят организовать визуальную составляющую проекта (frontend), а полученные знания в проектировании баз данных и программировании на языке Python – внутреннюю, программно-аппаратную часть (backend).
В качестве основы для разработки веб-проектов, принято решение использовать микрофреймворк Flask, который предоставляет широкие возможности для создания веб-приложений. Выбор данного инструмента обусловлен легкостью проектирования, возможностью адаптации и расширяемости с помощью использования дополнительных библиотек.
Одним из условий трансформации обучения является использование метода проектов в учебной практике, итоговым оцениваемым результатом которой является создание студентами проекта, построенного в соответствии с требованиями к информационным системам и веб-ресурсам.
Для гибкости и удобства проектирования предлагается разделение студентов по ролям, каждая роль имеет функциональную значимость при работе, а также позволяет провести параллель между полученными знаниями, умениями и навыками и проверить уровень их сформированности. Подобная концепция является реализацией квази-профессиональной деятельности и моделью, которая реализуется в IT-компаниях. За успешную реализацию IT-проекта отвечают: менеджер проекта – человек ответственный за проект, frontend-разработчик – разработчик визуальной части и интерфейса, backend-разработчик – разработчик баз данных, алгоритмов, логики проекта.
Каждая роль выполняет свой функционал, роль «менеджера проекта» подразумевает под собой: взаимодействие с «заказчиком» (преподавателем), организацию работы команды, коммуникацию внутри нее, грамотное распределение времени, соответствие итогового продукта с изначально выданным техническим заданием (ТЗ). Главное обязанностью в рамках роли является организация работы с одногруппниками, постановка целей, информирование преподавателя о текущем состоянии проекта, и следование намеченному графику. Frontend – разработчик создает интерфейс продукта с использованием языка разметки HTML и языком стилей CSS, также, при необходимости, студенты могут воспользоваться применением языка программирования JavaScript для гибкой работы интерфейса ресурса, но это не является основным требованием. Backend – разработчик создает структуру базы данных в соответствии с требованиями к проекту, реализует логику взаимодействия с информацией, осуществляет алгоритмы работы приложения.
Преимуществами данного подхода являются: реализация индивидуального подхода к обучению, сохранение мотивации к изучению нового за счет ухода от традиционного формата обучения, развитие навыков коммуникации и сотрудничества, развитие творческого мышления. Кроме того, исследования показывают положительное влияние метода проектной деятельности на успеваемость студентов при изучении дисциплин, связанных с информационными технологиями [7]. Недостатком является проблема в объективной выборке при формировании «групп» студентов. Опыт показывает, что существует разница процентного соотношения студентов и их интересов, есть риск, что желающих являться «лидером» группы будет больше, чем желающих разрабатывать пользовательский интерфейс или алгоритмическую часть проекта. Для решения подобных споров предлагается поочередное исполнение ролей проектной деятельности при переходе к новому проекту.
Помимо этого, важно учитывать особенности студентов, влияющих на успешность прохождения курса: уровень информационной культуры, опыт работы с базами данных, преимущественный стиль восприятия информации, мотивация обучения. Подобные характеристики рассматривались в рамках обучения пользователей вуза, описанных в работе [4]. Уточнения, проведенные в рамках исследования, позволят сформулировать структуру будущего информационного ресурса для обучения бакалавров.

Литература:
  1. Баранова Е. В. Развитие профессиональных компетенций бакалавров по направлению педагогического образования в области информатики в условиях цифрового образования / Баранова Е. В., Симонова И. В. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2018. — N 190. - С. 116-124. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36642699.
  2. Беленкевский Д. С. Модель обучения базам данных будущих учителей информатики с использованием современных систем управления базами данных / Беленкевский Д. С. // Методика преподавания в современной школе: актуальные проблемы и инновационные решения : материалы II Российско-узбекской научно-практической конференции, Ташкент, 15-16 ноября 2024 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2024. — С. 180-185. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75175470
  3. Беленкевский Д. С. Цифровой образовательный ресурс в поддержку развивающейся информационно-образовательной среды вуза = Development and Use of a Digital Educational Resource to Support Users of University Information Systems / Беленкевский Д. С., Симонова И. В. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2024. — N 8 (146). - Статья 50. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68887266. — DOI: 10.60797/IRJ.2024.146.39.
  4. Беленкевский, Д. С. Модель содержания обучения и организация проектной деятельности студентов педагогического образования при освоении технологий разработки баз данных с использованием языка Python / Д. С. Беленкевский, И. В. Симонова // Региональная информатика (РИ-2024) : Материалы XIX Санкт-Петербургской международной конференции, Санкт-Петербург, 23–25 октября 2024 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское Общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления, 2024. – С. 236-238. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=79449533&pff=1
  5. Давыдов А. В., Жусупова А. К., Салыкова О. С. Сравнение различных языков программирования, применяемых в машинном обучении // Вестник науки. 2023. №2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-razlichnyh-yazykov-programmirovaniya-primenyaemyh-v-mashinnom-obuchenii (дата обращения: 30.01.2025)
  6. Документация к библиотеке FDB для СУБД «FireBird». URL: https://fdb.readthedocs.io/en/v2.0 (дата обращения: 11.08.2024)
  7. Малик К.М., Чжу М. Способствуют ли проектное обучение, практические занятия и комбинированное преподавание усвоению учащимися вводных теоретических курсов по вычислительной технике? Образование и информационные технологии, 2023. – Выпуск 28 – 3581-3604 с.
  8. Химич А. В. К вопросу о реализации баз данных в языке программирования python // Ученые записки Брянского государственного университета. 2020. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-baz-dannyh-v-yazyke-programmirovaniya-python (дата обращения: 13.02.2025)
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda