Рисунок 2 – Представление таблицы «Товары» написанной с использование библиотеки Tkinter на языке Python
Разница подходов заключается в проектировании интерфейса приложения, среда разработки Delphi 7 позволяет самостоятельно настраивать форму отображения, «мануально» определять компоненты БД в пространстве; разработка интерфейса на языке Python предполагает написание кода, который задает компоненты Tkinter и их расположение на форме. Разработка табличного представления БД может занять больше времени на языке Python, однако это не является недостатком, поскольку такой вариант позволяет организовать детальную работу с кодом, познакомиться подробнее с GUI-библиотекой и в будущем применять навыки в профессиональной деятельности.
Кроме того, использование языка Python, в рамках изучения СУБД, позволяет организовать переход от проектирования десктопных-приложений к изучению основам веб-программирования и проектированию веб-приложений. В рамках обучения, студенты уже знакомы с языком разметки HTML и языком стилей CSS, эти знания позволят организовать визуальную составляющую проекта (frontend), а полученные знания в проектировании баз данных и программировании на языке Python – внутреннюю, программно-аппаратную часть (backend).
В качестве основы для разработки веб-проектов, принято решение использовать микрофреймворк Flask, который предоставляет широкие возможности для создания веб-приложений. Выбор данного инструмента обусловлен легкостью проектирования, возможностью адаптации и расширяемости с помощью использования дополнительных библиотек.
Одним из условий трансформации обучения является использование метода проектов в учебной практике, итоговым оцениваемым результатом которой является создание студентами проекта, построенного в соответствии с требованиями к информационным системам и веб-ресурсам.
Для гибкости и удобства проектирования предлагается разделение студентов по ролям, каждая роль имеет функциональную значимость при работе, а также позволяет провести параллель между полученными знаниями, умениями и навыками и проверить уровень их сформированности. Подобная концепция является реализацией квази-профессиональной деятельности и моделью, которая реализуется в IT-компаниях. За успешную реализацию IT-проекта отвечают: менеджер проекта – человек ответственный за проект, frontend-разработчик – разработчик визуальной части и интерфейса, backend-разработчик – разработчик баз данных, алгоритмов, логики проекта.
Каждая роль выполняет свой функционал, роль «менеджера проекта» подразумевает под собой: взаимодействие с «заказчиком» (преподавателем), организацию работы команды, коммуникацию внутри нее, грамотное распределение времени, соответствие итогового продукта с изначально выданным техническим заданием (ТЗ). Главное обязанностью в рамках роли является организация работы с одногруппниками, постановка целей, информирование преподавателя о текущем состоянии проекта, и следование намеченному графику. Frontend – разработчик создает интерфейс продукта с использованием языка разметки HTML и языком стилей CSS, также, при необходимости, студенты могут воспользоваться применением языка программирования JavaScript для гибкой работы интерфейса ресурса, но это не является основным требованием. Backend – разработчик создает структуру базы данных в соответствии с требованиями к проекту, реализует логику взаимодействия с информацией, осуществляет алгоритмы работы приложения.
Преимуществами данного подхода являются: реализация индивидуального подхода к обучению, сохранение мотивации к изучению нового за счет ухода от традиционного формата обучения, развитие навыков коммуникации и сотрудничества, развитие творческого мышления. Кроме того, исследования показывают положительное влияние метода проектной деятельности на успеваемость студентов при изучении дисциплин, связанных с информационными технологиями [7]. Недостатком является проблема в объективной выборке при формировании «групп» студентов. Опыт показывает, что существует разница процентного соотношения студентов и их интересов, есть риск, что желающих являться «лидером» группы будет больше, чем желающих разрабатывать пользовательский интерфейс или алгоритмическую часть проекта. Для решения подобных споров предлагается поочередное исполнение ролей проектной деятельности при переходе к новому проекту.
Помимо этого, важно учитывать особенности студентов, влияющих на успешность прохождения курса: уровень информационной культуры, опыт работы с базами данных, преимущественный стиль восприятия информации, мотивация обучения. Подобные характеристики рассматривались в рамках обучения пользователей вуза, описанных в работе [4]. Уточнения, проведенные в рамках исследования, позволят сформулировать структуру будущего информационного ресурса для обучения бакалавров.
Литература:- Баранова Е. В. Развитие профессиональных компетенций бакалавров по направлению педагогического образования в области информатики в условиях цифрового образования / Баранова Е. В., Симонова И. В. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2018. — N 190. - С. 116-124. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36642699.
- Беленкевский Д. С. Модель обучения базам данных будущих учителей информатики с использованием современных систем управления базами данных / Беленкевский Д. С. // Методика преподавания в современной школе: актуальные проблемы и инновационные решения : материалы II Российско-узбекской научно-практической конференции, Ташкент, 15-16 ноября 2024 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2024. — С. 180-185. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75175470
- Беленкевский Д. С. Цифровой образовательный ресурс в поддержку развивающейся информационно-образовательной среды вуза = Development and Use of a Digital Educational Resource to Support Users of University Information Systems / Беленкевский Д. С., Симонова И. В. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2024. — N 8 (146). - Статья 50. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68887266. — DOI: 10.60797/IRJ.2024.146.39.
- Беленкевский, Д. С. Модель содержания обучения и организация проектной деятельности студентов педагогического образования при освоении технологий разработки баз данных с использованием языка Python / Д. С. Беленкевский, И. В. Симонова // Региональная информатика (РИ-2024) : Материалы XIX Санкт-Петербургской международной конференции, Санкт-Петербург, 23–25 октября 2024 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское Общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления, 2024. – С. 236-238. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=79449533&pff=1
- Давыдов А. В., Жусупова А. К., Салыкова О. С. Сравнение различных языков программирования, применяемых в машинном обучении // Вестник науки. 2023. №2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-razlichnyh-yazykov-programmirovaniya-primenyaemyh-v-mashinnom-obuchenii (дата обращения: 30.01.2025)
- Документация к библиотеке FDB для СУБД «FireBird». URL: https://fdb.readthedocs.io/en/v2.0 (дата обращения: 11.08.2024)
- Малик К.М., Чжу М. Способствуют ли проектное обучение, практические занятия и комбинированное преподавание усвоению учащимися вводных теоретических курсов по вычислительной технике? Образование и информационные технологии, 2023. – Выпуск 28 – 3581-3604 с.
- Химич А. В. К вопросу о реализации баз данных в языке программирования python // Ученые записки Брянского государственного университета. 2020. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-baz-dannyh-v-yazyke-programmirovaniya-python (дата обращения: 13.02.2025)