СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Богдановская И.М.

Королева Н.Н.

Половинкина В.Е.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

Специфика виртуальной самопрезентации у молодежи с различной выраженностью личностных черт «темной тетрады»

В статье представлены результаты эмпирического исследования вербальной и невербальной самопрезентации в социальных сетях у молодежи с различной выраженностью личностных черт «темной тетрады».Показано, что молодые люди с выраженным симптомокомплексом негативных личностных черт проявляют закрытость, ориентированы на престиж и высокий статус, однако склонны к эпатажному, агрессивному поведению, нарушению социальных норм в виртуальной самопрезентации.

Bogdanovskaya I.M.

Koroleva N.N.

Polovinkina V.E.

HSPU

St. Petersburg

The specifics of virtual self-presentation among young people with varying degrees of personality traits of the «dark tetrad»

The article presents the results of an empirical study of verbal and non-verbal self-presentation in social networks among young people with varying degrees of personality traits of the «dark tetrad». It is shown that young people with a pronounced symptom complex of negative personality traits show closeness, are focused on prestige and high status, but are prone to shocking, aggressive behavior, violation of social norms in virtual self-presentation.
В настоящее время виртуальная самопрезентация выступает значимой составляющей интернет-коммуникации. Различные платформы, мессенджеры, социальные сети предлагают широкий функционал создания собственного образа, взаимодействия с другими пользователями и контентом. Оформляя персональный профиль, заполняя его уникальным содержанием, управляя доступом к информации, пользователи презентируют себя перед реальной и воображаемой аудиторией. Особое значение виртуальная самопрезентация приобретает для подростков и молодежи. Информационная среда выступает для подрастающего поколения пространством социализации и личностного развития, освоения стратегий поведения и способов коммуникации [1]. Самораскрытие в виртуальной среде, управление собственным образом выступает для них средством установления и поддержания контактов, привлечения внимания, повышения собственного статуса в реальных и виртуальных группах, способом конструирования своей идентичности.
Как и в ситуациях реального межличностного взаимодействия, основной целью управления впечатлением в виртуальном сообществе для молодых людей является социальное признание и популярность. Пользователи «настраивают» свой образ, опираясь на обратную связь от других, поступающую обычно в форме «лайков», комментариев к публикациям, количества подписчиков и т.д. Взаимодействуя с профилями других пользователей, они, в свою очередь, также анализируют и оценивают представленную информацию. В то же время, онлайн-самопрезентация может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Пользователи могут предоставлять реальную, вымышленную или искаженную информацию о себе [2]. Создание вымышленного образа или сокрытие информации о себе может использоваться для осуществления различных целей, в том числе, таких, как обман, манипуляция, мошенничество, кибербуллинг и т.п. К деструктивным формам онлайн самопрезентации можно отнести не только имперсонацию (создание вымышленного имени и образа для общения в сети), но и проявления киберагрессии, киберрискованного поведения, в том числе создание и распространение шок-контента, съемка селфи в опасных для жизни местах и т.п[3,4]. Негативный характер самопрезентации людей молодого возраста в виртуальной среде может иметь личностную опосредованность. В контенте виртуальной самопрезентации могут отражаться негативные характеристики личности самих пользователей, непринятие себя и других людей. Так, подростки с выраженной агрессивностью, чаще скрывают информацию о себе в онлайн-коммуникации, стремятся манипулировать другими пользователями, склонны к киберрискованному поведению, могут стать как инициаторами, так и жертвами киберагрессии [5].
В связи с этим, проблема выявления признаков деструктивной самопрезентации и проявлений киберагрессии у подростков имеет существенное значение в плане обеспечения информационно-психологической безопасности подростков и молодежи [6], как в интернет-коммуникации, так и непосредственно в цифровой образовательной среде.
В то же время, взаимосвязь онлайн-самопрезентации с личностными характеристиками молодежи, в особенности, с негативными чертами, которые могут выступать предикторами проявлений девиантного поведения в конструируемом виртуальном образе Я, является малоизученной. В соответствии с этим, цель данного исследования заключалась в выявлении особенностей виртуальной самопрезентации у пользователей молодого возраста с различным уровнем проявления симптомокомплекса «темной тетрады» - негативных личностных черт, к которым относятся макиавеллизм, субклинические проявления психопатии, нарциссизма и садизма.
В проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие 78 человек - активных пользователей социальных сетей. Средний возраст респондентов составил 22,41 года.
Используемый психодиагностический комплекс включал в себя следующие методики: анкета для определения социально-демографических характеристик и особенностей виртуального взаимодействия (Богдановская И.М., Комягина А.Н.); методика исследования стратегий и тактик виртуальной самопрезентации (Хороших В.В., Широкая И.А.); короткий опросник Тёмной тетрады (SD4) (Д. Полхус).
По результатам проведенной диагностики с помощью методики Д. Полхуса было выделено три группы респондентов: с низким, умеренным и высоким уровнем выраженности симптомокомплекса «темной тетрады». Далее было проведено сравнение исследуемых показателей в трех группах посредством однофакторного дисперсионного анализа (таблица 1).

Таблица 1 - Различия в характеристиках виртуальной самопрезентации у молодых людей с различной выраженностью симптомокомплекса «темной тетрады»

Признаки

Низкий

Средний

Высокий

F-критерий Фишера

р

M

SD

M

SD

M

SD

Малоизвестные соцсети

0,00

0,00

0,00

0,00

0,08

0,29

2,88

0,05

Информация о неудачах

0,87

0,35

0,57

0,50

0,33

0,49

4,35

0,02

Информация о сексуальных предпочтениях

0,13

0,35

0,12

0,33

0,42

0,51

3,35

0,04

Информация о сексуальном опыте

0,13

0,35

0,14

0,35

0,42

0,51

2,80

0,05

Стремление делиться интересной информацией

0,47

0,52

0,14

0,35

0,17

0,39

4,19

0,02

Создание социального капитала

0,00

0,00

0,04

0,20

0,25

0,45

4,57

0,01

Обозначение локации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,08

0,29

2,88

0,04

Аватар - игрушка

0,07

0,26

0,08

0,27

0,25

0,45

3,12

0,048

Аватар - образ знаменитости

0,13

0,02

0,18

0,10

0,33

0,04

2,88

0,05

Аватар - образ злодея

0,00

0,00

0,04

0,01

0,17

0,07

2,9

0,05

Аватар -эротическая фотография

0,00

0,00

0,04

0,20

0,25

0,45

4,57

0,01


Анализ особенностей виртуальной самопрезентации и онлайн-активности респондентов показал, что респонденты с высокой выраженностью черт «темной тетрады» используют для общения редкие, малоизвестные социальные сети. Они проявляют большую закрытость, не склонны делиться интересной информацией, не раскрывают свои промахи, ошибки или неудачи. Вместе с тем, такие пользователи используют в онлайн-самопрезентации информацию личного характера, связанную с их сексуальным опытом и предпочтениями в интимных отношениях, что может рассматриваться как составляющая киберагрессии. Кроме того, они используют социальные сети для создания собственного «социального капитала» - установления контактов, поддержания знакомств, укрепления престижа, признания. По всей видимости, с этой же целью ими используется обозначение локации при описании фото и видеоконтента.
Молодые люди с высокой выраженностью негативных личностных черт реже используют собственные фото для аватара в социальных сетях. Их невербальная самопрезентация чаще выражается в провокационных образах, которые связаны с эпатажным поведением, стремлением ассоциировать свой образ с социальным престижем (образы известных политиков, актеров, музыкантов и т.п.), а также с агрессией и пренебрежением общественными нормами (образы злодеев, эротические фотографии).
На основе анализа полученных данных можно сделать заключение, что молодые люди, демонстрирующие явные признаки «темной тетрады», в онлайн-самопрезентации руководствуются стремлением к престижу, к сокрытию негативной информации, к повышению своего социального статуса и привлечению внимания аудитории различными способами. Значимой особенностью вербальной онлайн-самопрезентации этой группы людей является их внимание к теме сексуальности, которая обычно считается табуированной, и относительно высокая открытость в отношении своего сексуального опыта и предпочтений. Невербальная онлайн-самопрезентация также соответствует этим принципам. Её основные тенденции - это создание впечатления о собственном социальном престиже и объективация, то есть представление себя в роли неодушевлённого или сексуализированного объекта. Указанные признаки могут свидетельствовать о деструктивном характере самопрезентации в социальных сетях и выступать индикаторами возможных проявлений девиантного поведения в интернет-коммуникации у пользователей с выраженными личностными чертами, образующими «темную тетраду».
Полученные результаты могут использоваться для разработки программ, направленных на повышение уровня информационно-психологической безопасности пользователей социальных сетей молодого возраста, технологий психолого-педагогической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения молодежи в виртуальной среде.

Литература:
  1. Носкова, Т. Н. Социализация в смешанной среде и усложнение форм психического отражения / Т. Н. Носкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2024. – № 213. – С. 156-163. – DOI 10.33910/1992-6464-2024-213-156-163.
  2. Корниенко, Д.С. Фальшивая самопрезентация подростков в социальных сетях: связь с характеристиками использования социальных сетей и одиночеством / Д.С. Корниенко, Н.А. Руднова // Социальная психология и общество. – 2024. – Том 15. – № 2. – С. 47–64. DOI: 10.17759/sps.2024150204
  3. Шаров, А.А. Особенности киберагрессии как современного феномена девиантной активности у молодежи / А.А. Шаров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – №6(184). – С. 486-490.
  4. Богданович, Н.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи / Н.В. Богданович, В.В. Делибалт //Психология и право. – 2024. – Том 14. № 2. – C. 45–66. DOI:10.17759/psylaw.2024140204
  5. Поскакалова, Т.А. Влияние агрессивности на самопрезентацию, коммуникацию и рисковое поведение подростков в социальных сетях / Т.А. Поскакалова // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 432–445.
  6. Мониторинг психолого-информационной безопасности молодежи в социальных сетях / А. Б. Углова, И. М. Богдановская, Н. Н. Королева, Б. А. Низомутдинов. – Москва : Издательство «Знание-М», 2023. – 80 с. – ISBN 978-5-00187-682-3. – EDN IWGCKN.
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda