В настоящее время виртуальная самопрезентация выступает значимой составляющей интернет-коммуникации. Различные платформы, мессенджеры, социальные сети предлагают широкий функционал создания собственного образа, взаимодействия с другими пользователями и контентом. Оформляя персональный профиль, заполняя его уникальным содержанием, управляя доступом к информации, пользователи презентируют себя перед реальной и воображаемой аудиторией. Особое значение виртуальная самопрезентация приобретает для подростков и молодежи. Информационная среда выступает для подрастающего поколения пространством социализации и личностного развития, освоения стратегий поведения и способов коммуникации [1]. Самораскрытие в виртуальной среде, управление собственным образом выступает для них средством установления и поддержания контактов, привлечения внимания, повышения собственного статуса в реальных и виртуальных группах, способом конструирования своей идентичности.
Как и в ситуациях реального межличностного взаимодействия, основной целью управления впечатлением в виртуальном сообществе для молодых людей является социальное признание и популярность. Пользователи «настраивают» свой образ, опираясь на обратную связь от других, поступающую обычно в форме «лайков», комментариев к публикациям, количества подписчиков и т.д. Взаимодействуя с профилями других пользователей, они, в свою очередь, также анализируют и оценивают представленную информацию. В то же время, онлайн-самопрезентация может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Пользователи могут предоставлять реальную, вымышленную или искаженную информацию о себе [2]. Создание вымышленного образа или сокрытие информации о себе может использоваться для осуществления различных целей, в том числе, таких, как обман, манипуляция, мошенничество, кибербуллинг и т.п. К деструктивным формам онлайн самопрезентации можно отнести не только имперсонацию (создание вымышленного имени и образа для общения в сети), но и проявления киберагрессии, киберрискованного поведения, в том числе создание и распространение шок-контента, съемка селфи в опасных для жизни местах и т.п[3,4]. Негативный характер самопрезентации людей молодого возраста в виртуальной среде может иметь личностную опосредованность. В контенте виртуальной самопрезентации могут отражаться негативные характеристики личности самих пользователей, непринятие себя и других людей. Так, подростки с выраженной агрессивностью, чаще скрывают информацию о себе в онлайн-коммуникации, стремятся манипулировать другими пользователями, склонны к киберрискованному поведению, могут стать как инициаторами, так и жертвами киберагрессии [5].
В связи с этим, проблема выявления признаков деструктивной самопрезентации и проявлений киберагрессии у подростков имеет существенное значение в плане обеспечения информационно-психологической безопасности подростков и молодежи [6], как в интернет-коммуникации, так и непосредственно в цифровой образовательной среде.
В то же время, взаимосвязь онлайн-самопрезентации с личностными характеристиками молодежи, в особенности, с негативными чертами, которые могут выступать предикторами проявлений девиантного поведения в конструируемом виртуальном образе Я, является малоизученной. В соответствии с этим, цель данного исследования заключалась в выявлении особенностей виртуальной самопрезентации у пользователей молодого возраста с различным уровнем проявления симптомокомплекса «темной тетрады» - негативных личностных черт, к которым относятся макиавеллизм, субклинические проявления психопатии, нарциссизма и садизма.
В проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие 78 человек - активных пользователей социальных сетей. Средний возраст респондентов составил 22,41 года.
Используемый психодиагностический комплекс включал в себя следующие методики: анкета для определения социально-демографических характеристик и особенностей виртуального взаимодействия (Богдановская И.М., Комягина А.Н.); методика исследования стратегий и тактик виртуальной самопрезентации (Хороших В.В., Широкая И.А.); короткий опросник Тёмной тетрады (SD4) (Д. Полхус).
По результатам проведенной диагностики с помощью методики Д. Полхуса было выделено три группы респондентов: с низким, умеренным и высоким уровнем выраженности симптомокомплекса «темной тетрады». Далее было проведено сравнение исследуемых показателей в трех группах посредством однофакторного дисперсионного анализа (таблица 1).
Таблица 1 - Различия в характеристиках виртуальной самопрезентации у молодых людей с различной выраженностью симптомокомплекса «темной тетрады»
Признаки | Низкий | Средний | Высокий | F-критерий Фишера | р |
M | SD | M | SD | M | SD |
Малоизвестные соцсети | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,08 | 0,29 | 2,88 | 0,05 |
Информация о неудачах | 0,87 | 0,35 | 0,57 | 0,50 | 0,33 | 0,49 | 4,35 | 0,02 |
Информация о сексуальных предпочтениях | 0,13 | 0,35 | 0,12 | 0,33 | 0,42 | 0,51 | 3,35 | 0,04 |
Информация о сексуальном опыте | 0,13 | 0,35 | 0,14 | 0,35 | 0,42 | 0,51 | 2,80 | 0,05 |
Стремление делиться интересной информацией | 0,47 | 0,52 | 0,14 | 0,35 | 0,17 | 0,39 | 4,19 | 0,02 |
Создание социального капитала | 0,00 | 0,00 | 0,04 | 0,20 | 0,25 | 0,45 | 4,57 | 0,01 |
Обозначение локации | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,08 | 0,29 | 2,88 | 0,04 |
Аватар - игрушка | 0,07 | 0,26 | 0,08 | 0,27 | 0,25 | 0,45 | 3,12 | 0,048 |
Аватар - образ знаменитости | 0,13 | 0,02 | 0,18 | 0,10 | 0,33 | 0,04 | 2,88 | 0,05 |
Аватар - образ злодея | 0,00 | 0,00 | 0,04 | 0,01 | 0,17 | 0,07 | 2,9 | 0,05 |
Аватар -эротическая фотография | 0,00 | 0,00 | 0,04 | 0,20 | 0,25 | 0,45 | 4,57 | 0,01 |
Анализ особенностей виртуальной самопрезентации и онлайн-активности респондентов показал, что респонденты с высокой выраженностью черт «темной тетрады» используют для общения редкие, малоизвестные социальные сети. Они проявляют большую закрытость, не склонны делиться интересной информацией, не раскрывают свои промахи, ошибки или неудачи. Вместе с тем, такие пользователи используют в онлайн-самопрезентации информацию личного характера, связанную с их сексуальным опытом и предпочтениями в интимных отношениях, что может рассматриваться как составляющая киберагрессии. Кроме того, они используют социальные сети для создания собственного «социального капитала» - установления контактов, поддержания знакомств, укрепления престижа, признания. По всей видимости, с этой же целью ими используется обозначение локации при описании фото и видеоконтента.
Молодые люди с высокой выраженностью негативных личностных черт реже используют собственные фото для аватара в социальных сетях. Их невербальная самопрезентация чаще выражается в провокационных образах, которые связаны с эпатажным поведением, стремлением ассоциировать свой образ с социальным престижем (образы известных политиков, актеров, музыкантов и т.п.), а также с агрессией и пренебрежением общественными нормами (образы злодеев, эротические фотографии).
На основе анализа полученных данных можно сделать заключение, что молодые люди, демонстрирующие явные признаки «темной тетрады», в онлайн-самопрезентации руководствуются стремлением к престижу, к сокрытию негативной информации, к повышению своего социального статуса и привлечению внимания аудитории различными способами. Значимой особенностью вербальной онлайн-самопрезентации этой группы людей является их внимание к теме сексуальности, которая обычно считается табуированной, и относительно высокая открытость в отношении своего сексуального опыта и предпочтений. Невербальная онлайн-самопрезентация также соответствует этим принципам. Её основные тенденции - это создание впечатления о собственном социальном престиже и объективация, то есть представление себя в роли неодушевлённого или сексуализированного объекта. Указанные признаки могут свидетельствовать о деструктивном характере самопрезентации в социальных сетях и выступать индикаторами возможных проявлений девиантного поведения в интернет-коммуникации у пользователей с выраженными личностными чертами, образующими «темную тетраду».
Полученные результаты могут использоваться для разработки программ, направленных на повышение уровня информационно-психологической безопасности пользователей социальных сетей молодого возраста, технологий психолого-педагогической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения молодежи в виртуальной среде.
Литература:- Носкова, Т. Н. Социализация в смешанной среде и усложнение форм психического отражения / Т. Н. Носкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2024. – № 213. – С. 156-163. – DOI 10.33910/1992-6464-2024-213-156-163.
- Корниенко, Д.С. Фальшивая самопрезентация подростков в социальных сетях: связь с характеристиками использования социальных сетей и одиночеством / Д.С. Корниенко, Н.А. Руднова // Социальная психология и общество. – 2024. – Том 15. – № 2. – С. 47–64. DOI: 10.17759/sps.2024150204
- Шаров, А.А. Особенности киберагрессии как современного феномена девиантной активности у молодежи / А.А. Шаров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – №6(184). – С. 486-490.
- Богданович, Н.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи / Н.В. Богданович, В.В. Делибалт //Психология и право. – 2024. – Том 14. № 2. – C. 45–66. DOI:10.17759/psylaw.2024140204
- Поскакалова, Т.А. Влияние агрессивности на самопрезентацию, коммуникацию и рисковое поведение подростков в социальных сетях / Т.А. Поскакалова // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 432–445.
- Мониторинг психолого-информационной безопасности молодежи в социальных сетях / А. Б. Углова, И. М. Богдановская, Н. Н. Королева, Б. А. Низомутдинов. – Москва : Издательство «Знание-М», 2023. – 80 с. – ISBN 978-5-00187-682-3. – EDN IWGCKN.