СЕКЦИЯ
Искусственный интеллект и технологии на основе данных в образовании

Богословский В.И.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Аниськин В.Н., Добудько Т.В.

СГСПУ,

г. Самара

Подготовка будущих учителей информатики в области искусственного интеллекта и обработки больших данных

Во всем мире растет актуальность изучения искусственного интеллекта и обработки больших данных, что обусловлено увеличением количества рабочих мест, требующих владения данными технологиями. В связи с этим появляется задача подготовки кадров, которые не только смогут использовать технологии искусственного интеллекта и обработки больших данных в своей профессиональной деятельности, но и обучить этим технологиям школьников. В статье рассматриваются возможные содержательные изменения в основной образовательной программе по направлению «Педагогическое образование» для профиля «Информатика», которые создадут условия для обеспечения должного уровня подготовки будущих учителей информатики в области искусственного интеллекта и обработки больших данных.

Bogoslovsky V.I.

HSPU,

St. Petersburg, Russia

Aniskin V.N., Dobudko T.V.

SSSPU,

Samara, Russia

Training of future computer science teachers in the field of artificial intelligence and big data processing

The study of artificial intelligence and big data processing is becoming increasingly relevant worldwide, due to the increasing number of jobs requiring knowledge of these technologies. In this regard, the task of training personnel who will not only be able to use artificial intelligence and big data processing technologies in their professional activities, but also to teach these technologies to schoolchildren. The article discusses possible substantive changes in the basic educational program in the field of "Pedagogical Education" for the Computer Science profile, which will create conditions for ensuring the proper level of training of future computer science teachers in the field of artificial intelligence and big data processing.
Одной из ключевых задач согласно «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» является обеспечение у будущих учителей высокого уровня компетенций в области цифровых технологий и их интеграции в образовательный процесс [1]. В особенности это касается сквозных цифровых технологий, к числу которых относятся искусственный интеллект, большие данные [2], [3], [4].
Применение технологий искусственного интеллекта и обработки данных в образовательном процессе охватывает широкий спектр школьных дисциплин. Однако в рамках курса информатики они выполняют сразу две функции: с одной стороны, выступают как средство обучения, позволяя учащимся овладеть новыми навыками с их помощью, с другой, являются объектом изучения, раскрывая перед учениками возможности этих технологий.
В школьном курсе информатики до 2021 года основы искусственного интеллекта были представлены темой «Экспертные системы», которая изучалась, как правило, в разделе «Базы данных».
В 2019 году был издан указ Президента РФ В.В. Путина, утверждающий «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» [5], одним из приоритетных направлений которой стало привлечение лучших специалистов в области искусственного интеллекта. В связи с этим Министерство просвещения РФ инициировало введение учебного модуля «Искусственный интеллект» в школьные образовательные программы с 2021 года в пилотном режиме.
В этом же году впервые стартовала Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту среди учащихся 8-11 классов, охватывающая широкий спектр тем: от обработки естественного языка до машинного обучения.
Современные образовательные программы по информатике для углубленного изучения в 10-11 классах, разработанные с учетом требований цифровой экономики, включают в себя изучение таких тем, как анализ данных, машинное обучение, интеллектуальный анализ данных, большие данные, экспертные системы, нейронные сети. Они направлены на подготовку выпускников к продолжению образования в области информационных технологий и смежных дисциплин.
Исходя из этого появляется задача подготовки учителей информатики, которые смогут обучить школьников работе с искусственным интеллектом и анализу данных.
В набор учебных дисциплин, направленных конкретно (по названию) на обеспечение нужного уровня подготовки студентов в этой области согласно «Ядра педагогического образования», включен только курс «Основы искусственного интеллекта» с разделами «Искусственный интеллект – фундаментальная наука и технология комплексных технологических решений», «Инженерия знаний», «Представление знаний», «Системы искусственного интеллекта: примеры использования и инструментальные средства их разработки», «Машинное обучение», «Основы технологий обработки больших данных». При чем на изучение отводится 54 часа в 8 семестре, когда идет подготовка студентов к государственной итоговой аттестации. И как отмечено в [6], «каждый из этих разделов является самостоятельной дисциплиной в профильном техническом вузе, с одной стороны, а с другой – в содержании предшествующих дисциплин отсутствует математическая статистика, язык программирования Python и целый ряд других, необходимых для освоения курса, базовых сведений» [6].
На наш взгляд, этого недостаточно для полноценного знакомства с технологиями искусственного интеллекта и обработки больших данных.
В связи с этим, мы предлагаем, во-первых, расширить содержание дисциплин, входящих в предметно-методический модуль по информатике «Ядра педагогического образования»:
  1. Основы искусственного интеллекта – включить раздел «Дидактический потенциал искусственного интеллекта в обучении и воспитании» и увеличить количество часов на изучение дисциплины до 72;
  2. Теоретические основы информатики – включить раздел «Большие данные» (темы «Понятия данные и большие данные», «Сбор, предиктивная аналитика на больших данных»);
  3. Программирование – добавить тему «Применение библиотек Python для анализа больших», «Язык R для анализа данных»;
  4. Информационные системы – добавить тему «Инструментальные средства сбора, анализа больших данных».
Во-вторых, разработать и включить в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, дисциплины «Решение олимпиадных по искусственному интеллекту» и «Технологии обработки больших данных».
В-третьих, в заданиях лабораторных работ по дисциплине «Основы искусственного интеллекта» предлагать задания, учитывающие специфику будущей профессиональной деятельности учителя информатики. Например, при изучении раздела «Программная инженерия» предложить задание «Проанализируйте возможности использования инженерии знаний в разработке экспертных систем. Составьте отчет, где опишите, как инженерия знаний может помочь при создании системы, помогающей школьникам разобраться в сложных темах (например, выбор правильного алгоритма для решения конкретной задачи). Опишите перспективы и ограничения такого подхода в школьной информатике». При изучении раздела «Представление знаний» предложить разработать алгоритм структурирования знаний в виде онтологии: определить область знаний, которая может быть актуальна для школьной программы информатики (например, «Алгоритмы и программирование»); описать ключевые понятия, взаимоотношения между ними, создать простую схему (онтологию), отражающую структуру темы; наглядно представить, используя графический редактор или специализированное программное обеспечение).

Предлагаемые нами темы для изучения охватывают как теоретические основы, так и практические аспекты применения технологий искусственного интеллекта и обработки больших данных.

Литература:
1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 №1688-р. [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/all/ 141781/ (дата обращения 12.01.2025).
2. Носкова Т.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к использованию искусственного интеллекта в образовании / Т.Н. Носкова // Новые образовательные стратегии в открытом цифровом пространстве: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 9 марта – 27 марта 2024 г. СПб.: Астерион, 2024. С. 77-80. https://asterion.ru/db/temp/Novye_Obrazovatel`nye_Strategii _v_Otkrytom_ Cifrovom_Prostranstve.pdf – Текст : электронный.
3. Богословский В.И. Формирование представлений о сквозных цифровых технологиях у будущих педагогов / В.И. Богословский, В.Н. Аниськин, Т.В. Добудько // Региональная информатика (РИ-2022). – Санкт-Петербург. 2022. – С. 305–307.
4. Богословский В.И. Сквозные цифровые технологии как объект изучения будущими учителями информатики / В.И. Богословский, В.Н. Аниськин, Т.В. Добудько // Региональная информатика (РИ-2024). – Санкт-Петербург. 2024. – С. 307–308.
5. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» / Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения 12.01.2025).
6. Богословский В.И. Подготовка современного учителя информатики на базе «Ядра высшего педагогического образования»: вопросы целеполагания и дидактического проектирования / В.И. Богословский, В.Н. Аниськин, Т.В. Добудько, О.И. Пугач // Научное мнение. 2022. № 12. – С. 90-97.
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda