Рисунок 1. Осмотр грузового вагона с пролазкой по позициям робопсом
Традиционная подготовка осмотрщиков вагонов часто сосредоточена на практических навыках, таких как визуальный контроль и диагностика технического состояния подвижного состава. Однако с внедрением цифровых технологий и автоматизированных систем возникает необходимость в новых знаниях и компетенциях, связанных с информационными технологиями.
Повышение эффективности многих видов профессиональной деятельности требует совершенствования информационной деятельности, сокращения времени, трудозатрат, экономии сил и средств на ее выполнение. Этому способствуют сформированные умения действовать рационально с информацией, требуемой для решения задач, используя технические и умственные средства информационной деятельности [2].
В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской федерации», цель которой ускоренное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу, создание условий для высокотехнологичного бизнеса, повышение конкурентоспособности страны на глобальном рынке, укрепление национальной безопасности, а также повышение качества жизни людей, был запущен проект «Цифровое вагонное депо» [3]. Проект направлен на автоматизацию процессов управления состоянием вагонов с использованием современных технологий, таких как:
- Интернет-вещей (IoT);
- Аналитика данных;
- Электронный документооборот.
Сейчас на железную дорогу вышли образцы и прототипы, которые при помощи технологии машинного зрения должны учиться автоматически определять состояние узлов вагонов [4]. Перед группой разработчиков стоят серьезные вызовы:
- исследование характеристик управления типами походки робособаки,
- исследование возможностей стабилизации корпуса по отношению к опорной поверхности с нагрузкой;
- разработка программного обеспечения для управления поведением робособаки;
- тестирование датчиков и сенсоров походки, реакции на звук, реакции на препятствие, реакция на твердость опорной поверхности;
- разработка алгоритмов и программного обеспечения для манипулятора с разными захватывающими механизмами и приспособлениями;
- проведение испытаний и тестирование работы узлов;
- тестирование программного обеспечения роботов, а также датчиков (сенсоров) различного назначения [5].
Новые вызовы требуют от будущих специалистов умения работать с программным обеспечением, анализировать данные и принимать обоснованные решения на основе полученной информации, что ставит необходимость для них приобретать новые компетенции, что в свою очередь ставит перед преподавателями среднего звена следующие задачи:
- исследование группового управления;
- разработка учебно-методических материалов;
- разработка нового подхода к для организации учебного и образовательного процесса.
Применение биоморфных роботов и робособак в качестве помощников осмотрщиков открывает новые горизонты для повышения эффективности и безопасности работы. Эти устройства способны выполнять задачи по осмотру вагонов в труднодоступных местах, а также осуществлять мониторинг территории. Для успешного освоения таких технологий будущим осмотрщикам необходимо обладать определенными знаниями и навыками.
В связи с вышеизложенным, преподавателям следует адаптировать учебные планы и методы обучения в соответствии с новыми требованиями. Основными направлениями изменений в подготовке по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава» могут стать:
- Интеграция информационных технологий. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» должна акцентировать внимание на использовании современных программных средств, систем мониторинга и анализа данных. Студентов следует обучить работе с программами для обработки информации о состоянии вагонов и основам использования цифровых инструментов диагностики. Важными для успешной работы с робособаками безусловно станут знания по использованию специализированных программ для управления процессами (например, CAD, ERP-системы), таблицами и аналитическими инструментами для обработки данных, в том числе средствами искусственного интеллекта.
- Практическое применение знаний. Важно формировать и развивать у студентов практические умения и навыки работы с биоморфными роботами и робособаками. Здесь следует достичь операционного уровня умения работы с оборудованием, и тактического уровня умения настраивания и эксплуатации машины и устройства. Дополнительно требуется обучение управлению этими устройствами. Необходимо понимание, что модели и формы разрабатываемых систем могут меняться быстрее, чем будет появляться возможность полноценного практического обучения, поэтому имеет значение обучение основам фундаментально положенных в основной принцип действия таких систем, для возможности быстрой адаптации к быстроменяющимся технологиям.
- Развитие критического мышления. Студенты должны развивать навыки анализа и принятия решений на основе данных. Это поможет им не только выявлять неисправности, но и предсказывать возможные проблемы до их возникновения.
- Мультимодальное обучение. Использование различных форм обучения (лекции, семинары, практические занятия) позволит более эффективно усваивать материал. Включение симуляторов и виртуальных лабораторий поможет студентам получить практический опыт работы с новыми технологиями.
- Кросс-дисциплинарный подход. Обучение, охватывающее не только технические аспекты, но и основы управления проектами, экономики и безопасности труда, имеет значительное преимущество перед классическим, такой подход помогает будущим специалистам более полно понимать контекст своей работы, развивает в них способность адаптироваться к изменениям в технологиях технологических процессах на железной дороге.
Образовательный процесс, направленный на овладение навыками оператора, особенно в контексте современного производства и технологий, может варьироваться в зависимости от конкретной области работы. Навыки будущего осмотрщика вагонов являются критически важными для обеспечения эффективной работы на производстве или в любой другой области, где требуется управление оборудованием или процессами. Развитие этих навыков помогает операторам не только выполнять свои обязанности, но и повышать общую продуктивность и безопасность на рабочем месте.
Обучение новым навыкам в современном мире невозможно без интеграции инновационных технологий и понимания работы с искусственным интеллектом. Изменения подходов к подготовке специалистов среднего звена в области «Технической эксплуатации подвижного состава» и профессии осмотрщика вагона является необходимым шагом в условиях стремительного развития технологий. Внедрение проекта «Цифровое вагонное депо» и использование биоморфных роботов и робособак требуют от будущих специалистов новых знаний и навыков, что делает актуальным пересмотр учебных планов и методов обучения. Преподавателям следует сосредоточиться на интеграции новых информационных технологий в образовательный процесс, обеспечивая тем самым подготовку высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать в условиях цифровизации железнодорожного транспорта.
Современные информационные технологии и искусственный интеллект играют ключевую роль в обучении новым навыкам. Они не только делают процесс обучения более доступным и эффективным, но и открывают новые возможности для профессионального роста и развития. Важно быть готовым адаптироваться к изменениям и активно использовать эти технологии для повышения своей квалификации.
Литература:1. Голубева О. П. Виртуальная реальность как дидактическое средство развития профессиональных компетенций / О. П. Голубева, И. Н. Шутов // Техник транспорта: образование и практика. - 2021. - Т. 2, № 1. - С. 61-70. DOI:
10.46684/26871033.2021.1.61-70 EDN: OGDCWG
2. Носкова Т. Н. Совершенствование информационно-интеллектуальной деятельности в цифровом образовательном пространстве / Т. Н. Носкова // Проблемы современного образования. – 2024. – № 1. – С. 205-218. – DOI 10.31862/2218-8711-2024-1-205-218. – EDN YMBRUN.
3. «Цифровая экономика РФ». — Текст : электронный // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : [сайт]. — URL:
https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 04.02.2025).
4. Зубов А. Робособака – друг человека [Текст] / Александр Зубов // Гудок. — 21.01.2025. — № 6 (28021) : [сайт]. — URL:
https://gudok.ru/newspaper/?ID=1693367 (дата обращения: 02.02.2025). – режим доступа
5.Леонтьев Н.А. Робототехника – новое современное направление в учебном процессе ИМСИТа [Текст] / Н.А. Леонтьев // Вестник ИМСИТа. — 2024. — № 3 (99). — С. 26-28.