Актуальность профориентационных мероприятий для школьников
связана с необходимостью создать условия для осознанного выбора будущей профессии учениками 10-11 классов. Вопросам профориентации серьезное внимание уделяется на федеральном уровне Российской Федерации. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы рассматривает профориентационную работу как одну из ключевых частей образовательного процесса. Эта программа направлена на улучшение качества образования и обеспечение доступа к профессиональному обучению всех категорий граждан, включая школьников [1].
Несомненно, что раннее выявление склонностей и интересов помогает успешно адаптироваться к требованиям современного рынка труда и избежать ошибок при выборе профессии. В условиях стремительного развития экономики и технологий важно давать школьникам представление о различных сферах деятельности и предоставлять им возможность приобретать практические навыки в выбранной сфере. Значимость развития системы профессиональной ориентации учащихся школ находит отражение в нормативных документах и на региональном уровне. Например, министерство образования Новосибирской области включило реализацию практико-ориентированных программ профессиональной ориентации в Перечень поручений в рамках развития системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций, что подчеркивает важность такой работы [2].
Дефицит инженеров в Новосибирской области является серьезной проблемой, обусловленной высоким спросом на квалифицированные кадры в различных отраслях промышленности, науки и технологий. Рост числа вакансий для инженеров, увеличение потребности в специалистах инженерного профиля и развитие инновационных проектов подтверждают актуальность вопроса о привлечении и подготовке квалифицированных кадров. Это подчеркивает важность профориентационных мероприятий для школьников, которые должны быть направлены на привлечение школьников к инженерным профессиям [3]
В современных школах наблюдается активное внедрение новых педагогических технологий и активных методов обучения, среди которых особое место занимает проектная деятельность [4]. Это отражает смену образовательных приоритетов: традиционная школа, где ученик воспринимается как объект обучения, становится менее актуальной. На первый план выходит школа, ориентированная на развитие индивидуальных способностей учеников, их самостоятельность в принятии решений и творческое самовыражение [5]. Таким образом, проектная деятельность является одним из ключевых инструментов, способствующих переходу от традиционной школы к школе нового типа, где главной целью становится развитие самостоятельности, творческого потенциала и навыков принятия решений у каждого ученика. Потенциал современных цифровых технологий открывает новые возможности в построении системы ранней профессионализации школьников через проектную деятельность при обучении математике.
Цель настоящей статьи предложить способ организации проектной деятельности школьников в цифровой среде с применением школьных математических знаний для формирования у учащихся навыков проектирования и решения прикладных задач, а также погружения их в инженерные специальности и стимулирования интереса к ним.
Проектная деятельность играет значимую роль в профессиональной ориентации школьников, позволяя обучающимся развивать ключевые компетенции такие, как умение ставить цели и формулировать задачи, посредством решения которых достигаются эти цели, умение работать в команде, распределяя обязанности и выполняя свои задачи в соответствии с планом, а также формирует навык самостоятельного поиска и анализа информации. Помимо этого, проектная деятельность способствует развитию у школьников способности самостоятельно принимать решения в условиях дефицита времени, что делает ее важным инструментом в подготовке будущих специалистов [6]. Такое погружение предоставит учащимся возможность изучить особенности различных профессиональных направлений, понять их специфику и сделать осознанный выбор относительно соответствия этих сфер своим карьерным предпочтениям.
Отметим, что под проектной деятельностью учащихся будем понимать совокупность учебно-познавательных приемов, направленных на самостоятельное освоение новых знаний и умений, а также их применение для решения прикладных задач. Это процесс, в ходе которого обучающиеся активно вовлекаются в исследование, анализ и создание продуктов, имеющих практическую значимость, развивая при этом навыки критического мышления, командной работы и ответственности за результаты своей деятельности [7].
В работе нами были выделены этапы организации работы над проектом, результаты, определены задачи учителя и школьников в процессе совместной работы над проектом, а также подобраны цифровые инструменты (таблица 1).
Таблица 1 – Этапы организации работы по разработке и реализации проекта
Содержание | Результат | Задачи школьника | Задачи руководителя | Цифровые инструменты |
Этап 1. Определение проблемы (выбор актуальной темы) |
Выбор темы исследования. Оценка актуальности выбранной проблематики
| Четко сформулирована проблема и утвержден общий план работы
| Выбор и конкретизация темы, обоснование ее актуальности, определение цели проекта, разработка общего плана работы | Инициация тем для обсуждения, консультации при разработке плана работы
| Онлайн-ресурсы для поиска информации; Яндекс.Диск для совместной работы над документами; Яндекс.Телемост для проведения видеоконференций
|
Этап 2. Планирование |
Разработка плана выполнения проекта. Определение методов исследования и необходимых ресурсов
| Подробный план работы над проектом, распределение обязанностей за все виды проектных работ
| Разработка детального плана реализации проекта, определение задач и структуры работы, распределение обязанностей в группе | Контроль и консультации в работе над планом, координация участников проекта, помощь участникам проекта в определении своих профессиональных ролей, исходя из их интересов, навыков и возможностей | Таблицы Яндекс для отслеживания прогресса; Яндекс.Трекер для управления проектом
|
Этап 3. Реализация концепции проекта |
Сбор и обработка данных, проведение экспериментов, выполнение аналитической работы
| Отчет по проекту | Поисковая работа, проведение исследования, расчетов, создание продукта по разработанному плану, оформление отчета | Координация деятельности участников, оказание помощи в анализе и систематизации данных, проверка отчета по проекту | КОМПАС-3D; REMPLANNER; Гарден планер; Яндекс.Диск; Кадастровая карта местности и др. |
Этап 4. Защита проекта |
Публичная презентация результатов работы, аргументация выводов, ответы на вопросы аудитории
| Презентация проекта | Подготовка доклада, презентация, защита проекта | Организация процесса защиты, обеспечение обратной связи
| PowerPoint для создания презентаций; Формы Яндекс для сбора данных и оценивания проектной деятельности
|
Этап 5. Оценка проекта |
Рефлексия собственной деятельности, анализ достигнутых результатов, выявление недостатков
| Самоанализ и выводы по проекту | Коллективный анализ результатов проекта | Оценка результатов, обсуждение достижений, подготовка оценочной таблицы
| Формы Яндекс для создания анкет обратной связи
|
Рассмотрим организацию проектной деятельности на примере реализации школьниками проекта «Концепция глэмпинга на территории Новосибирской области». Этот проект является примером обширной метапредметной работы, объединяющей знания и навыки из разных предметных областей. Однако в данном случае мы сосредоточим внимание на части проекта, связанной с решением конкретных задач, требующих применения базовых школьных математических знаний и геометрических представлений.
Выбрав и согласовав с руководителем актуальную тему проекта и разработав подробный план работы, учащиеся распределили профессиональные роли. Например, те, кого, заинтересовала область архитектуры и градостроительства, работали над следующими задачами.
Выбор месторасположения участка. Школьникам предлагается изучить открытую кадастровую карту местности [8], разработать критерии выбора участка, обсудить варианты и определить место для разработки будущего глэмпинга. Разрабатывая критерии, участники процесса анализируют доступные варианты, принимая во внимание природные условия, наличие водоема, транспортную доступность и др. Также очень важно оценить площадь участка, его форму и особенности рельефа, рассчитать площадь, необходимую для построек и благоустройства территории.
Создание плана глэмпинга на выбранной местности. Для решения этой задачи участники составили детальный план участка и размещения необходимых объектов на этом участке. Для этого учащиеся сконцентрировались на оптимальном использовании доступного пространства. Сначала школьники обсудили содержание этого плана, согласовали количество построек, разработали план на бумаге. Используя математические знания и методы математического моделирования в решении реальной задачи, учащиеся определили точные размеры и форму выбранного участка и поработали с масштабами: вычислили общую площадь, отведенную под застройку и благоустройство, рассчитали расстояния между всеми объектами, оптимизировали расположение будущих домиков. Например, для наименьших затрат на подведение электричества, водоснабжения и водоотведения, расположили домики последовательно, продумав расположение труб для стоков под дорожками, тем самым продумали и эстетическую составляющую. Когда план участка с учетом всех договоренностей был составлен, выбрали одного участника группы для создания плана с помощью цифровых инструментов. Для этого использовался сервис «Гарден планер» (
https://garden-planner.ru). Использование цифровых инструментов позволяет наглядно представить план участка в виде двумерной модели и обеспечивает точность измерений, что повышает эффективность процесса.
Создание концепции глэмпинга с применением современных цифровых инструментов. На этом этапе участники обсуждают стилистику и дизайн сооружений, учитывая целевую аудиторию и анализируя опыт старших коллег. Они продумывают функциональность и комфорт, обсуждают планировки домиков и остальных сооружений. Здесь также проведена серьезная работа с масштабами. В силу отсутствия бытового жизненного опыта, эта работа учащимся не дается легко и не с первого раза, что вызывает бурные обсуждения в группе и демонстрирует важность роли математики в инженерной деятельности. В ходе работы над концепцией будущего глэмпинга школьники также продумывают активности для гостей, такие, так прокат оборудования, экскурсии и др. Для этого также выполняется большая поисковая работа, анализируются предпочтения туристов в Новосибирской области, рассматриваются затраты на тот или иной вид активности и целесообразность внедрения. Завершается работа над концепцией созданием эскизов для последующей визуализации проекта.
Разработка 3D моделей строений и их внутренних планов. Для разработки 3D моделей строений руководителем была предложена программа для проектирования жилых и коммерческих зданий – КОМПАС-3D. Этот этап работы оказался самым продолжительным по времени, поскольку включал обучение базовым навыкам работы в данной программе. Здесь участникам проекта было необходимо продемонстрировать умение работать в команде и распределить роли для дальнейшей работы. Используя КОМПАС-3D, школьники создали 3D модели строений глэмпинга, спроектировав их внешний вид и внутренние планы помещений. Внутри каждого строения с помощью онлайн сервиса REMPLANNER (
https://remplanner.ru/) продумали и спроектировали каждую комнату, оборудование, необходимую мебель и прочее. Проверили корректность расчетов и соответствие размеров. Работа в программе помогла развить пространственное мышление и навыки работы с техническими программами, а также познакомиться с некоторыми основами архитектуры и дизайна.
Оценка проекта была произведена по критериям, представленным в таблице 2, каждый из которых оценивался по пятибалльной шкале. Максимально возможная оценка за проект составила 70 баллов.
Таблица 2 – Критерии оценивания проектной деятельности учащихся
Представленный результат | Критерии оценивания |
Презентация (выступление) | Качественно подготовлен наглядный материал (макет или презентация) |
Работа отличается творческим подходом, собственным отношением автора(ов) к идее создания проекта |
Обозначены цель и задачи, обоснована актуальность |
Описаны методы исследования и ход работы над проектом |
Четко обоснованы все решения, принятые в ходе работы над проектом |
Речь докладчика(ов) уверенная, докладчик(и) ответили на вопросы слушателей полно и четко |
Выступление докладчик(ов) уложилось в рамки регламента |
Отчет (письменная работа) | Ясно сформулированы и обоснованы цель и задачи исследования, сформулирована и обоснована актуальность исследования |
Структура работы соответствует сформулированным задачам |
Исследование содержит достаточно полную информацию, есть ссылки на источники |
Методы исследования достаточны и использованы уместно и эффективно, цель исследования достигнута |
Личный вклад автора(ов) исследования |
Работа содержит выводы, соответствующие содержанию работы |
Работа оформлена в соответствии с требованиями |
Соответствие набранных баллов оценкам учащихся представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Оценки в соответствии с полученными баллами
Баллы | Оценка |
< 35 | неудовлетворительно |
От 35 до 50 | удовлетворительно |
От 51 до 64 | хорошо |
От 65 до 70 | отлично |
В статье рассмотрены отдельные задачи, выполняемые участниками проекта. Был и ряд других, таких как расчеты затрат на реализацию проекта, ежемесячные затраты на содержание глэмпинга, расчет прибыли на основе статистических данных, сроков окупаемости и др. Освоение основных принципов экономических расчетов способствует формированию у учащихся базовых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области инженерного проектирования. Умение учитывать экономические аспекты наряду с техническими является ключевым элементом успешного выполнения инженерных проектов, позволяя оптимизировать ресурсы.
Результаты, полученные учащимися, продемонстрировали эффективность вовлечения школьников в прикладную деятельность, развивающую критическое мышление и навыки командной работы.
Полагаем, что опыт реализации подобных метапредметных проектов в образовательном процессе имеет большой потенциал для организации ранней профориентации обучающихся, поскольку в рамках работы над подобными проектами, школьникам предоставляется возможность попробовать свои силы в различных профессиональных направлениях, что может оказать им помощь в дальнейшем самоопределении.
Литература:1. Постановление правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 26.12.2024) «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования». URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ 2. Министерство образования Новосибирской области «Профориентация». URL:
https://minobr.nso.ru/page/8652/ 3. Гумерова, Е. И. Профориентационная работа со школьниками по математике в смешанном формате: внеурочные занятия и сетевое взаимодействие // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : Материалы VIII Межд. научн. конф. Часть 3. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2024. – С. 152-155.
4. Вайнштейн, Ю. В. Проектная деятельность в электронной среде при обучении математике будущих инженеров / Ю. В. Вайнштейн, В. И. Вайнштейн // Право и образование. – 2018. – № 4. – С. 79-89.
5. ФГОС ООО. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). URL:
https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/6.Казун А. П., Пастухова Л. С. Теория и практика применения «Проектного метода» как механизма профессиональной ориентации детей и молодежи // Ценности и смыслы. 2015. №2 (36). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-primeneniya-proektnogo-metoda-kak-mehanizma-professionalnoy-orientatsii-detey-i-molodezhi/ 7. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. 264 с.
- Публичная кадастровая карта Новосибирской области. URL: https://egrp365.org/map/?id=g0FL0s/