Современный образовательный процесс претерпевает значительные изменения под воздействием цифровизации и внедрения информационных технологий. В ответ на динамичные изменения социокультурной и технологической среды, образовательные учреждения стремятся адаптироваться к новым условиям, создавая инновационную цифровую образовательную среду.
Целью научной статьи является раскрытие особенностей обучения информационной безопасности в цифровой образовательной среде (ЦОС) методом SWOT-анализа. Овинова Л. Н., Шрайбер Е. Г. отмечали данный анализ как один из наиболее распространённых средств стратегического планирования и управления, что делает его особенно ценным в условиях цифровой трансформации, когда компании и организации сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. [1]
Обучение информационной безопасности становится все более важным в условиях непрерывного развития киберугроз, разнообразия форм атак и постоянного увеличения объемов обрабатываемой информации. В следствие чего необходимо акцентировать внимание на повышении осведомленности студентов о потенциальных угрозах информационной безопасности и выработку у них компетенций, позволяющих адекватно противостоять этим угрозам.
В цифровой образовательной среде обучение информационной безопасности может быть организовано для различных категорий обучающихся, каждая из которых характеризуется уникальными потребностями, мотивацией и уровнем подготовки.
Среди обучающихся могут быть пользователи, которые имеют ограниченные знания в области информационной безопасности и требуют базового уровня обучения, включая освоение основ безопасного поведения в сети, понимание рисков и угроз, а также базовых принципов защиты информации.
Другой категорией обучающихся являются более продвинутые пользователи, обладающие некоторыми знаниями и опытом в области информационных технологий. Они нуждаются в более углубленном изучении специфических аспектов информационной безопасности, таких как анализ уязвимостей, управление инцидентами и применение средств защиты.
Каждая из этих категорий требует специфического подхода к обучению, что обуславливает необходимость изучения информационной безопасности с разных сторон.
Информационная безопасность в цифровой образовательной среде будет достигаться с помощью:
– создание условий обеспечения информационной безопасности на платформе цифровой образовательной среды;
– обеспечение информационной безопасности личности субъектов цифровой образовательной среды;
– формирование личностных качеств и навыков обучающегося для обеспечения собственной информационной безопасности в окружающем его пространстве. [2]
Создание условий для обеспечения информационной безопасности на платформе цифровой образовательной среды включает в себя разработку и внедрение комплексной архитектуры безопасности, которая охватывает как технические, так и организационные меры: внедрение средств шифрования данных, систем аутентификации и авторизации, разработка внутренней политики безопасности, а также реализация программ обучения сотрудников и обучающихся основам информационной безопасности.
Обеспечение информационной безопасности личности субъектов цифровой образовательной среды требует акцентирования внимания на правовых, этических и социальных аспектах защиты персональных данных. Важным элементом является формирование у обучающихся навыков безопасного поведения в сети, что включает в себя распознавание фишинговых атак, управление паролями и использование средств шифрования.
Формирование личностных качеств и навыков обучающегося в области информационной безопасности заключается в получении новых компетенций специалиста по защите информации. В этом контексте целесообразно внедрение практико-ориентированных заданий, применение интерактивных модулей и современного программного обеспечения.
Далее будут рассмотрены сильные и слабые стороны цифровой среды, а также возможности для ее развития и угрозы, возникающие в результате внедрения цифровых технологий.
Сильные стороны процесса обучения информационной безопасности в цифровой образовательной среде можно охарактеризовать через несколько ключевых аспектов.
В первую очередь следует выделить высокую доступность образовательных ресурсов, что создает условия для самообразования обучающихся, находящихся в различных регионах и представляющих разнообразные социальные группы. Цифровая образовательная среда дает обучающимся круглосуточный доступ к разнообразным ресурсам, включая лекции, учебники, видеоуроки и статьи по информационной безопасности. Это обеспечивает возможность получения качественного образования без ограничений, связанных с временными рамками и географическим положением.
Кроме того, использование цифровых платформ позволяет реализовать индивидуализированный подход к обучению, предоставляя возможность адаптации учебных траекторий к потребностям и предпочтениям обучающихся. [3] Такой подход способствует более глубокому усвоению знаний и формированию критического мышления, необходимого для решения сложных задач в области кибербезопасности.
Цифровая образовательная среда позволяет интегрировать современное программное обеспечение и интерактивные технологии, такие как симуляции, виртуальные лаборатории и игровые элементы. Эти инструменты обеспечивают практическое взаимодействие с реальными сценариями киберугроз, что значительно повышает уровень вовлеченности студентов по сравнению с традиционным обучением.
Современные средства коммуникации и совместной работы, такие как видеоконференции и форумы, значительно расширяют возможности для обмена знаниями и опытом между участниками образовательного процесса, что, в свою очередь, способствует формированию профессионального сообщества и созданию атмосферы сотрудничества. Эти факторы способствуют более глубокому пониманию концепций и методов информационной безопасности. Подобные изменения повышают готовность выпускников к решению реальных задач в условиях постоянно меняющегося цифрового окружения.
Елькина А. Н. рассматривала, с какими проблемами сталкиваются студенты при использовании цифровой среды. [4] Это исследование помогло выявить слабые стороны цифровой образовательной среды, и к каким угрозам они могут привести.
Слабые стороны включают в себя дефицит квалифицированных и готовых к работе в цифровой среде преподавателей, который выливается в угрозу формирования поверхностных знаний в области информационной безопасности.
Другой значимой проблемой является технологический разрыв. Он может проявляться в качестве нестабильного доступа к Интернету, отсутствия материально-технического, программного обеспечения. [5] Студенты из менее обеспеченных регионов или семей могут сталкиваться с трудностями в получении актуальных знаний и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Это создает дополнительные вызовы для образовательных учреждений, стремящихся обеспечить равные условия для всех обучающихся.
Также в условиях ограниченного взаимодействия между преподавателями и обучающимися может снижаться уровень мотивации студентов. [6]
Среди новых возможностей образования можно выделить интеграцию технологий адаптивной системы обучения, позволяющих индивидуализировать учебный процесс. Это особенно актуально в цифровой среде, пользователи которой могут иметь разный уровень подготовки. Например, начинающие пользователи могут получать базовые знания о киберугрозах и методах защиты, тогда как более опытные обучающиеся могут углубляться в сложные аспекты анализа угроз и разработки стратегий защиты информации.
Помимо этого, в исследовании Софроновой Н. М., Казицевой В.О. было выявлено, что студенты с высоким уровнем цифровой компетентности имеют более высокий уровень развития критического и системного мышления.[7] Это позволяет сделать вывод, что использование цифровых технологий может способствовать развитию критического мышления у студентов. При изучении кибербезопасности навыки формируются в процессе решения реальных задач, требующих активного анализа и оценки информации.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что цифровая образовательная среда открывает новые горизонты для обучения информационной безопасности, делая его более гибким, адаптивным и практико-ориентированным.
Однако, несмотря на перечисленные возможности, в ЦОС существуют риски и угрозы безопасности данных:
¾ несанкционированный доступ представляет собой критическую уязвимость, влекущую за собой возможность вторжения в системы, которые хранят персональные данные обучающихся и преподавателей;
¾ угроза утечки данных, возможная за счет неудачной конфигурации систем, программных ошибок, либо злонамеренной активности пользователей;
¾ фишинг и социальная инженерия, которые могут проявляться в цифровой образовательной среде посредством имитации официальной образовательной коммуникации;
¾ использование устаревших программ. [8]
Для эффективной реализации образовательной политики в данной сфере необходимо выстраивать сбалансированную стратегию, направленную на устранение существующих угроз и оптимизацию учебного процесса с учетом современных вызовов.
Грамотное использование сильных сторон и возможностей цифровой образовательной среды способствует формированию культуры информационной безопасности, позволяющей эффективно защищать себя и свои данные в сложном и постоянно меняющемся цифровом окружении.
Литература:- Овинова, Л. Н. SWOT-анализ процесса воспитания в цифровой образовательной среде вуза / Л. Н. Овинова, Е. Г. Шрайбер // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, № 4. – С. 700-707. – DOI 10.30853/ped210098. – EDN BMLIPZ.
- Цифровое образование в терминах : учебно-методическое пособие : [16+] / Е. В. Баранова, Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова [и др.] ; под ред. Е. В. Барановой ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2020.
- Цифровая научно-образовательная среда университета: от теории к практике / А. П. Абрамов, В. А. Афанасьева, А. Ю. Супрун, М. А. Смирнова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2024. – Т. 14, № 2. – С. 186-197. – DOI 10.21869/2223-1552-2024-14-2-186-197. – EDN RKWOFR.
- Елькина, А. Н. Развитие цифровой образовательной среды в университете: взгляд студента / А. Н. Елькина // Ценностные ориентиры профессионального становления педагога : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Сургут, 19 мая 2023 года. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2023. – С. 109-111. – EDN IBVESI.
- Вайндорф-Сысоева, М. Е. Риск возникновения конфликтных ситуаций при организации взаимодействия участников учебного процесса в цифровой образовательной среде / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Е. В. Панькина // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 3. – С. 79-86. – DOI 10.17759/jmfp.2020090307. – EDN VDAACG.
- Когтева, У. А. Цифровизация образовательного медиапространства и цифровое неравенство: социолого-управленческий аспект / У. А. Когтева, А. М. Атрохин // Социально-гуманитарные технологии. – 2022. – № 4(24). – С. 32-37. – EDN ITZEEZ.
- Софронова, Н. М. Изучение критического и системного мышления у студентов с учетом уровня цифровой компетентности / Н. М. Софронова, В. О. Казицева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 1(215). – С. 593-597. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.01. – p593-597. – EDN TBHWQE.
- Панасенко, Н. Д. Безопасность данных и конфиденциальность в условиях цифровизации образования / Н. Д. Панасенко, А. И. Симорин, Н. А. Малев // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 83-4. – С. 93-96. – EDN KQHBHF.