СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Истомина Е. В.

Носкова Т. Н.

РГПУ им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Особенности обучения информационной безопасности в цифровой образовательной среде

В статье представлены особенности обучения информационной безопасности в цифровой образовательной среде. Исследуются сильные и слабые стороны среды, а также возможности и угрозы, возникающие в результате внедрения цифровых технологий.

Istomina E. V.

Noskova T. N.

HSPU

St. Petersburg, Russia

Features of information security training in a digital educational environment

The article presents the features of information security training in a digital educational environment. It examines the strengths and weaknesses of the environment, as well as the opportunities and threats arising from the introduction of digital technologies.
Современный образовательный процесс претерпевает значительные изменения под воздействием цифровизации и внедрения информационных технологий. В ответ на динамичные изменения социокультурной и технологической среды, образовательные учреждения стремятся адаптироваться к новым условиям, создавая инновационную цифровую образовательную среду.
Целью научной статьи является раскрытие особенностей обучения информационной безопасности в цифровой образовательной среде (ЦОС) методом SWOT-анализа. Овинова Л. Н., Шрайбер Е. Г. отмечали данный анализ как один из наиболее распространённых средств стратегического планирования и управления, что делает его особенно ценным в условиях цифровой трансформации, когда компании и организации сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. [1]
Обучение информационной безопасности становится все более важным в условиях непрерывного развития киберугроз, разнообразия форм атак и постоянного увеличения объемов обрабатываемой информации. В следствие чего необходимо акцентировать внимание на повышении осведомленности студентов о потенциальных угрозах информационной безопасности и выработку у них компетенций, позволяющих адекватно противостоять этим угрозам.
В цифровой образовательной среде обучение информационной безопасности может быть организовано для различных категорий обучающихся, каждая из которых характеризуется уникальными потребностями, мотивацией и уровнем подготовки.
Среди обучающихся могут быть пользователи, которые имеют ограниченные знания в области информационной безопасности и требуют базового уровня обучения, включая освоение основ безопасного поведения в сети, понимание рисков и угроз, а также базовых принципов защиты информации.
Другой категорией обучающихся являются более продвинутые пользователи, обладающие некоторыми знаниями и опытом в области информационных технологий. Они нуждаются в более углубленном изучении специфических аспектов информационной безопасности, таких как анализ уязвимостей, управление инцидентами и применение средств защиты.
Каждая из этих категорий требует специфического подхода к обучению, что обуславливает необходимость изучения информационной безопасности с разных сторон.
Информационная безопасность в цифровой образовательной среде будет достигаться с помощью:
– создание условий обеспечения информационной безопасности на платформе цифровой образовательной среды;
– обеспечение информационной безопасности личности субъектов цифровой образовательной среды;
– формирование личностных качеств и навыков обучающегося для обеспечения собственной информационной безопасности в окружающем его пространстве. [2]
Создание условий для обеспечения информационной безопасности на платформе цифровой образовательной среды включает в себя разработку и внедрение комплексной архитектуры безопасности, которая охватывает как технические, так и организационные меры: внедрение средств шифрования данных, систем аутентификации и авторизации, разработка внутренней политики безопасности, а также реализация программ обучения сотрудников и обучающихся основам информационной безопасности.
Обеспечение информационной безопасности личности субъектов цифровой образовательной среды требует акцентирования внимания на правовых, этических и социальных аспектах защиты персональных данных. Важным элементом является формирование у обучающихся навыков безопасного поведения в сети, что включает в себя распознавание фишинговых атак, управление паролями и использование средств шифрования.
Формирование личностных качеств и навыков обучающегося в области информационной безопасности заключается в получении новых компетенций специалиста по защите информации. В этом контексте целесообразно внедрение практико-ориентированных заданий, применение интерактивных модулей и современного программного обеспечения.
Далее будут рассмотрены сильные и слабые стороны цифровой среды, а также возможности для ее развития и угрозы, возникающие в результате внедрения цифровых технологий.
Сильные стороны процесса обучения информационной безопасности в цифровой образовательной среде можно охарактеризовать через несколько ключевых аспектов.
В первую очередь следует выделить высокую доступность образовательных ресурсов, что создает условия для самообразования обучающихся, находящихся в различных регионах и представляющих разнообразные социальные группы. Цифровая образовательная среда дает обучающимся круглосуточный доступ к разнообразным ресурсам, включая лекции, учебники, видеоуроки и статьи по информационной безопасности. Это обеспечивает возможность получения качественного образования без ограничений, связанных с временными рамками и географическим положением.
Кроме того, использование цифровых платформ позволяет реализовать индивидуализированный подход к обучению, предоставляя возможность адаптации учебных траекторий к потребностям и предпочтениям обучающихся. [3] Такой подход способствует более глубокому усвоению знаний и формированию критического мышления, необходимого для решения сложных задач в области кибербезопасности.
Цифровая образовательная среда позволяет интегрировать современное программное обеспечение и интерактивные технологии, такие как симуляции, виртуальные лаборатории и игровые элементы. Эти инструменты обеспечивают практическое взаимодействие с реальными сценариями киберугроз, что значительно повышает уровень вовлеченности студентов по сравнению с традиционным обучением.
Современные средства коммуникации и совместной работы, такие как видеоконференции и форумы, значительно расширяют возможности для обмена знаниями и опытом между участниками образовательного процесса, что, в свою очередь, способствует формированию профессионального сообщества и созданию атмосферы сотрудничества. Эти факторы способствуют более глубокому пониманию концепций и методов информационной безопасности. Подобные изменения повышают готовность выпускников к решению реальных задач в условиях постоянно меняющегося цифрового окружения.
Елькина А. Н. рассматривала, с какими проблемами сталкиваются студенты при использовании цифровой среды. [4] Это исследование помогло выявить слабые стороны цифровой образовательной среды, и к каким угрозам они могут привести.
Слабые стороны включают в себя дефицит квалифицированных и готовых к работе в цифровой среде преподавателей, который выливается в угрозу формирования поверхностных знаний в области информационной безопасности.
Другой значимой проблемой является технологический разрыв. Он может проявляться в качестве нестабильного доступа к Интернету, отсутствия материально-технического, программного обеспечения. [5] Студенты из менее обеспеченных регионов или семей могут сталкиваться с трудностями в получении актуальных знаний и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Это создает дополнительные вызовы для образовательных учреждений, стремящихся обеспечить равные условия для всех обучающихся.
Также в условиях ограниченного взаимодействия между преподавателями и обучающимися может снижаться уровень мотивации студентов. [6]
Среди новых возможностей образования можно выделить интеграцию технологий адаптивной системы обучения, позволяющих индивидуализировать учебный процесс. Это особенно актуально в цифровой среде, пользователи которой могут иметь разный уровень подготовки. Например, начинающие пользователи могут получать базовые знания о киберугрозах и методах защиты, тогда как более опытные обучающиеся могут углубляться в сложные аспекты анализа угроз и разработки стратегий защиты информации.
Помимо этого, в исследовании Софроновой Н. М., Казицевой В.О. было выявлено, что студенты с высоким уровнем цифровой компетентности имеют более высокий уровень развития критического и системного мышления.[7] Это позволяет сделать вывод, что использование цифровых технологий может способствовать развитию критического мышления у студентов. При изучении кибербезопасности навыки формируются в процессе решения реальных задач, требующих активного анализа и оценки информации.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что цифровая образовательная среда открывает новые горизонты для обучения информационной безопасности, делая его более гибким, адаптивным и практико-ориентированным.
Однако, несмотря на перечисленные возможности, в ЦОС существуют риски и угрозы безопасности данных:
¾ несанкционированный доступ представляет собой критическую уязвимость, влекущую за собой возможность вторжения в системы, которые хранят персональные данные обучающихся и преподавателей;
¾ угроза утечки данных, возможная за счет неудачной конфигурации систем, программных ошибок, либо злонамеренной активности пользователей;
¾ фишинг и социальная инженерия, которые могут проявляться в цифровой образовательной среде посредством имитации официальной образовательной коммуникации;
¾ использование устаревших программ. [8]
Для эффективной реализации образовательной политики в данной сфере необходимо выстраивать сбалансированную стратегию, направленную на устранение существующих угроз и оптимизацию учебного процесса с учетом современных вызовов.
Грамотное использование сильных сторон и возможностей цифровой образовательной среды способствует формированию культуры информационной безопасности, позволяющей эффективно защищать себя и свои данные в сложном и постоянно меняющемся цифровом окружении.

Литература:
  1. Овинова, Л. Н. SWOT-анализ процесса воспитания в цифровой образовательной среде вуза / Л. Н. Овинова, Е. Г. Шрайбер // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, № 4. – С. 700-707. – DOI 10.30853/ped210098. – EDN BMLIPZ.
  2. Цифровое образование в терминах : учебно-методическое пособие : [16+] / Е. В. Баранова, Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова [и др.] ; под ред. Е. В. Барановой ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2020.
  3. Цифровая научно-образовательная среда университета: от теории к практике / А. П. Абрамов, В. А. Афанасьева, А. Ю. Супрун, М. А. Смирнова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2024. – Т. 14, № 2. – С. 186-197. – DOI 10.21869/2223-1552-2024-14-2-186-197. – EDN RKWOFR.
  4. Елькина, А. Н. Развитие цифровой образовательной среды в университете: взгляд студента / А. Н. Елькина // Ценностные ориентиры профессионального становления педагога : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Сургут, 19 мая 2023 года. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2023. – С. 109-111. – EDN IBVESI.
  5. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Риск возникновения конфликтных ситуаций при организации взаимодействия участников учебного процесса в цифровой образовательной среде / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Е. В. Панькина // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 3. – С. 79-86. – DOI 10.17759/jmfp.2020090307. – EDN VDAACG.
  6. Когтева, У. А. Цифровизация образовательного медиапространства и цифровое неравенство: социолого-управленческий аспект / У. А. Когтева, А. М. Атрохин // Социально-гуманитарные технологии. – 2022. – № 4(24). – С. 32-37. – EDN ITZEEZ.
  7. Софронова, Н. М. Изучение критического и системного мышления у студентов с учетом уровня цифровой компетентности / Н. М. Софронова, В. О. Казицева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 1(215). – С. 593-597. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.01. – p593-597. – EDN TBHWQE.
  8. Панасенко, Н. Д. Безопасность данных и конфиденциальность в условиях цифровизации образования / Н. Д. Панасенко, А. И. Симорин, Н. А. Малев // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 83-4. – С. 93-96. – EDN KQHBHF.
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda