СЕКЦИЯ
Искусственный интеллект и технологии на основе данных в образовании

Карасева А. С.

Марийский государственный университет (ФГБОУ ВО МарГУ),

аналитик проектно-аналитического офиса

г. Йошкар-Ола

Цифровые инструменты для анализа образовательных данных: возможности и ограничения

В статье рассматриваются возможности и ограничения применения цифровых инструментов для анализа образовательных данных в контексте современной цифровизации образования. Подчеркивается актуальность анализа образовательных данных для принятия управленческих решений и разработки эффективных образовательных стратегий. Проведен сравнительный анализ функциональных возможностей и ограничений таких инструментов, как Microsoft Power BI, Tableau и Orange Data Mining, с позиции применения для возможности глубокого анализа данных мониторинга успеваемости, анализа эффективности обучения и персонализации образовательного процесса. Особое внимание уделено вопросам автоматизации процессов. В заключение подчеркивается необходимость всестороннего учета возможностей и ограничений цифровых инструментов для анализа образовательных данных, а также соблюдения принципов безопасности и защиты персональных данных для успешного применения этих технологий в образовательной практике.

Karaseva A. S.

Mari State University,

analyst of the project-analytical office,

Yoshkar-Ola, Russia

Digital tools for analyzing educational data: opportunities and limitations

The article discusses the possibilities and limitations of using digital tools for analyzing educational data in the context of modern digitalization in education. It emphasizes the relevance of educational data analysis for making managerial decisions and developing effective educational strategies. A comparative analysis of the functional capabilities and limitations of tools like Microsoft Power BI, Tableau, and Orange Data Mining is conducted, focusing on their application for deep data analysis regarding academic performance monitoring, learning effectiveness analysis, and the personalization of the educational process. Special attention is given to automation processes.
In conclusion, the necessity of thoroughly considering the possibilities and limitations of digital tools for educational data analysis is highlighted, along with adherence to principles of security and personal data protection for the successful application of these technologies in educational practice.
В современном контексте анализ данных становится фундаментальной компетенцией, актуальной в различных областях – от бизнеса до научных исследований. В последние годы наблюдается значительный рост интереса к применению анализа образовательных данных (Educational Data Mining) при принятии управленческих решений в сфере образования. Это связано с развитием информационно-автоматизированных систем, используемых в образовательной сфере.
Значительное число инициатив и планов относительно цифровизации образования нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [1] и национальном проекте «Экономика данных и цифровая трансформация государства» [2], согласно которым развитие дистанционных образовательных технологий и электронного обучения является обязательной составляющей формирования информационного пространства знаний.
Образовательные данные – это информация об учебных результатах обучающихся, развитии образовательных систем, условиях образования (образовательных программах, особенностях образовательной среды, образовательных методиках и др.) [6].
Термин «анализ образовательных данных» связан с обработкой больших данных, где целью поиска становится набор паттернов как разновидности различных данных в виде образцов, схем, закономерностей действий и т. п. в образовательной деятельности. В анализе образовательных данных используются три группы методов: методы аналитики обучения (learning analytics); аналитико-статистические методы исследования интеллектуальных обучающих систем (Intelligent Tutoring System); методы inmemory-аналитики в исследовании «цифровых следов» [4,5].
О.А. Фиофанова [5] подчеркивает, что анализ больших данных в образовании становится ключевым инструментом для принятия управленческих решений и разработки доказательной образовательной политики, которая позволяет оценить эффективность программ обучения, оптимизировать учебные процессы и создавать индивидуальные образовательные траектории для учащихся.
A. Petrovski, A. Djukic, J. Marić и J. Kazak [7] подчеркивают потенциал использования цифровых технологий для разработки инновационных методик обучения на основе взаимодействия с окружающей средой, в настоящее время растет спрос на развитие новых подходов к обучению, а также созданию новых онлайн сервисов и инструментов таких как онлайн-опросы, системы дополненной реальности и социальные медиа-платформы, которое могут помочь в создании значимых результатов за счет повышения взаимодействия между людьми и окружающей средой.
Одним из основных преимуществ использования цифровых инструментов для анализа образовательных данных является возможность автоматизации рутинных операций, связанных с обработкой больших объемов информации. Это позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на анализ данных, и повысить точность результатов. Например, системы управления обучением (LMS), предоставляют встроенные средства для автоматического сбора и анализа данных о деятельности студентов, включая посещаемость занятий, выполнение домашних заданий и участие в онлайн-дискуссиях предлагая широкий спектр возможностей, которые позволяют педагогам и исследователям глубже понять поведение учащихся, выявлять области для улучшения и разрабатывать персонализированные подходы к обучению. Среди них можно выделить следующие сервисы, которые используются для анализа образовательных данных: Microsoft Power BI, Tableau и Orange Data Mining. Рассмотрим подробно каждый из сервисов и выделим возможности и ограничения.
Microsoft Power BI (http://powerbi.microsoft.com/ru-ru/) – это мощная аналитическая платформа, позволяющая преподавателям и администраторам визуализировать учебные данные и создавать прогнозные модели.
Данная платформа предоставляет возможности глубокого анализ данных об успеваемости, посещаемости и вовлеченности студентов, визуализацию данных в виде интерактивных отчетов и дашбордов и интеграцию с другими образовательными системами, включая LMS (Learning Management Systems).
В то же время платформа имеет ограничения, которые требует технических навыков для настройки сложных отчетов, и высокая цена корпоративных лицензий на платформу является значимым барьером для образовательных учреждений, планирующих её внедрение.
Tableau (http://tableau.com/) – инструмент бизнес-аналитики, активно используемый в образовательных учреждениях для обработки и визуализации больших массивов данных.
Возможности Tableau являются визуализация данных, которая предлагает разнообразные инструменты для создания графиков, диаграмм и информационных панелей, включая столбчатые и линейные графики, круговые диаграммы, тепловые карты и географические карты, интеграцию с источниками данных, которая поддерживает подключение к множеству источников данных, таких как базы данных (MySQL, PostgreSQL, Oracle), облачные сервисы (Google Analytics, Salesforce) и файлы (Excel, CSV), без необходимости написания кода, интерактивные панели мониторинга, когда пользователи могут создавать интерактивные панели мониторинга, что позволяет глубже анализировать данные в режиме реального времени, гибкость и настройка пользователей, которые могут адаптировать визуализации под свои нужды, изменяя элементы графиков и добавляя аннотации, а также совместная работа Tableau Server, которая позволяет делиться отчетами и информационными панелями с коллегами, обеспечивая контроль доступа и безопасность данных.
В то же время платформа имеет ограничения, связанные с поддержкой отсутствия конфиденциальности данных, с которым может столкнулся пользователь, а также несмотря на интуитивно понятный интерфейс, пользователям может потребоваться время, чтобы изучить все.
Orange Data Mining (http://orangedatamining.com/) представляет собой аналитическую платформу с открытым исходным кодом, предназначенную для машинного обучения и визуализации данных в образовательных целях.
Данная платформа характеризуется интерактивным анализом данных, обеспечивающим возможность оперативного построения и изучения моделей данных. Визуальное программирование, реализованное посредством соединения виджетов, способствует интуитивному построению аналитических процедур. Разнообразные визуализации, включающие диаграммы рассеяния, гистограммы, деревья решений, сети и тепловые карты, а также широкий спектр инструментов для машинного обучения, биоинформатики и анализа текста, расширяют функциональные возможности платформы.
Аналитическая платформа Orange Data Mining обладает рядом ограничений, которые следует рассматривать в контексте необходимости адаптации пользователей для эффективного использования. В частности, освоение интерфейса и функциональности виджетов может потребовать значительного времени. Кроме того, несмотря на широкий спектр инструментов, платформа демонстрирует ограниченные возможности для выполнения сложных аналитических задач, что может потребовать обращения к другим специализированным программным решениям для достижения.
Инструменты Data Mining предназначены для извлечения полезной информации из больших массивов данных. В контексте образования они могут использоваться для выявления паттернов поведения студентов, определения факторов, влияющих на успеваемость, и разработки персонализированных рекомендаций.
Приведем сравнительный анализ вышеупомянутых сервисов:

Характеристика

Microsoft Power BI

Tableau

Orange Data Mining

1

Возможность глубокого анализа данных

+

+

+

2

Наличие гибких инструментов для построения интерактивных отчетов и дашбордов

+

+

+

3

Возможность интеграции с другими образовательными системами

+

+

-

4

Наличие технических навыков для настройки сложных отчетов

-

-

-

5

Наличие совместной работы с другими пользователями

-

+

-

6

Поддержка конфиденциальности данных

-

-

-

7

Наличие закрытого доступа в России

-

+

-

Из сравнительной таблица можно сделать вывод о том, что характеристики цифровых инструментов имеют ряд ограничений, которые могут возникнуть в процессе их использования. К числу таких ограничений можно отнести:
·сложности технического характера, возникающие при составлении и настройки сложных отчетов;
·сложность использования совместной работы с другими пользователя одновременно;
·вопросы этического характера, связанные с обеспечением конфиденциальности персональных данных учащихся при их сборе и обработке;
·зависимость эффективности инструментов от географического расположения целевой аудитории, поскольку их применение может быть более результативным в отдельных регионах.
На основании анализа современных цифровых инструментов, таких как Microsoft Power BI, Tableau и Orange Data Mining, можно выделить, что они предоставляют обширные возможности для мониторинга успеваемости, оценки эффективности образовательного процесса и оптимизации стратегий обучения. Эти инструменты обеспечивают получение детализированной информации о ходе учебной деятельности и результатах учащихся, что открывает новые перспективы для совершенствования образовательной практики с учетом географических особенностей.
Цифровые инструменты для анализа образовательных данных открывают новые горизонты в совершенствовании процесса обучения благодаря их способности предоставлять детальную информацию о поведении учащихся и результатах их работы. Однако следует учитывать ряд ограничений, связанных с технической сложностью интеграции платформ, с которым может столкнуться пользователь во время работы.
В заключение следует отметить, что успешное применение вышеперечисленных цифровых инструментов требует всестороннего учёта их функциональных возможностей и ограничений, а также строгого соблюдения принципов безопасности и защиты персональных данных.

Литература:
  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203: «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf/(дата обращения: 21.02.2025)
  2. Паспорт национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» [Электронный ресурс]. Паспорт-федерального-проекта- Экономика данных и цифровая трансформация государства.pdf (дата обращения: 21.02.2025)
  3. Токтарова В. И., Попова О.Г. Интеллектуальный анализ образовательных данных студентов для создания персонализированной среды обучения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 343–352 с.
  4. Углев, В. А. Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения / В. А. Углев, Т. М. Ковалева // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2014. – № 3. – С. 420-449.
  5. Фиофанова О. А. Методы анализа образовательных данных и способы их применения в педагогической и управленческой практике в сфере образования / О. А. Фиофанова // Школьные технологии. – 2020. – № 1. – С. 117-127.
  6. Фиофанова О. А. Smart Big Data в публичных докладах. Образовательная политика. 2020;(4(84)):70–77. DOI: 10.22394/2078-838X-2020-4-70-77.
  7. Petrovski A., Djukic A., Marić J, J. Kazak J. Digital tools and digital pedagogy for placemaking / Petrovski A., Djukic A., Marić J, J. Kazak J // International Journal of Architectural Research. — 2024. DOI:10.1108/ARCH-01-2024-0036.
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda