В современном мире всё стремительно меняется – и образовательная среда не остаётся в стороне, адаптируясь к новым условиям. Процессы обучения трансформируются, предоставляя обучающимся широкий доступ к разнообразным ресурсам. Однако, наряду с этими преимуществами, цифровизация привнесла ряд вызовов, среди которых особое место занимают психологические барьеры восприятия знаний. Эти барьеры представляют собой внутренние препятствия, которые значительно затрудняют эффективное усвоение, восприятие и глубокое понимание новой информации. Современные цифровые технологии, безусловно, сыграли важную роль в трансформации образовательного процесса, предложив инновационные подходы и инструменты, которые обогащают обучение. Вместе с тем, их активное внедрение существенно изменило привычные способы взаимодействия с учебным материалом, создавая как новые возможности, так и дополнительные трудности. Появление таких технологий, как искусственный интеллект, в некоторой степени упростило выполнение учебных задач, предоставляя быстрые и готовые решения. Однако, это также породило зависимость, которая постепенно снижает способность обучающихся к самостоятельному и критическому мышлению. Это особенно актуально в условиях образовательной среды, где успешная адаптация требует умения анализировать, осмысливать и принимать решения. Именно в этом контексте целесообразно рассмотреть основные типы психологических барьеров, которые препятствуют обучающимся не только освоить новые технологии, но и эффективно взаимодействовать с образовательным процессом в целом. К психолого-дидактическим предпосылкам возникновения таких «барьеров» в образовательной практике при обучении инженеров-программистов по специальности «Информационные системы и технологии» нами выделены следующие:
1. Волнение и страх обучающихся в освоении нового материала.Для многих студентов изучение с новой или сложной темой становится серьёзным барьером в обучении. Особенно остро это проявляется в технических и математических дисциплинах, где материал требует не только логического мышления, но и владения базовыми знаниями. Обучающиеся часто ощущают себя недостаточно подготовленными для освоения таких тем, что вызывает у них стресс и неуверенность. Этот страх нередко превращается в замкнутый круг: студенты избегают сложных тем, прокрастинируют или отказываются от самостоятельного изучения, что со временем лишь усугубляет пробелы в знаниях и усиливает их неуверенность. Проявлениями этого барьера являются попытки избегать сложных тем и отказ от самостоятельного изучения. Основными причинами можно назвать нехватку базовых знаний, отсутствие опыта решения похожих задач и недостаточную поддержку со стороны преподавателей. Этот барьер преодолим, если выстроить правильный подход к обучению, направленный на снижение страха перед сложностью материала. Одним из ключевых шагов является структурирование материала. Обучающиеся часто пугаются из-за огромного объёма информации, которую нужно освоить, поэтому важно разделить её на небольшие логически взаимосвязанные части. Такой подход, известный как микрообучение, позволяет сосредоточиться на конкретных аспектах темы и значительно снижает ощущение перегрузки [1]. Краткие и последовательные шаги предоставляют возможность студентов постепенно погружаться в сложную тему без излишнего стресса.
Не менее важно предоставлять обучающимся чёткие пошаговые инструкции. Это позволяет осваивать материал постепенно, без скачков и пробелов. Такой подход особенно эффективен в технических дисциплинах, где каждый новый шаг базируется на предыдущем. Когда студенты видят чёткую структуру действий, их уверенность в своих силах возрастает.
Использование игровых и интерактивных элементов делает процесс обучения увлекательным и менее пугающим. Например, интерактивные задания с возможностью получения символических наград или выполнения задач в игровой форме мотивируют. Виртуальные симуляции, которые позволяют применять знания на практике, способствуют более глубокому усвоению материала. Не стоит забывать о значении поддержки со стороны преподавателей и однокурсников, которая играет важную роль в преодолении образовательных трудностей. Обсуждение сложных тем в группе или индивидуальная помощь наставника создают комфортную обстановку, где обучающиеся чувствуют себя уверенно, не боятся задавать вопросы и делать ошибки. Постепенное и осознанное погружение в тему благодаря такой поддержке превращает процесс обучения из пугающего в понятный и увлекательный, способствуя развитию уверенности и успешному освоению знаний.
2. «Цифровая тревожность». Сложные интерфейсы, боязнь ошибиться или сделать что-то неправильно, скачать случайным образом не ту программу или программу с вирусом нередко приводят к отказу от работы с образовательными платформами. Эта проблема особенно актуальна для старшего поколения, а также для студентов, недостаточно знакомых с цифровыми инструментами. Основные причины этого барьера включают нехватку цифровых навыков, отсутствие практического опыта работы с новыми приложениями, а также недостаточную поддержку в виде понятных инструкций или наставничества.
Для преодоления цифровой тревожности важно уделять внимание развитию цифровой грамотности студентов. Освоение базовых навыков работы с цифровыми платформами обучения должно стать первоочередной задачей. Предоставление доступных и пошаговых руководств помогает студентам уверенно ориентироваться в интерфейсах и осваивать основные функции. Не менее важно создавать безопасную обучающую среду, где студенты не боятся делать ошибки. Преподаватели могут поощрять использование цифровых технологий, подчеркивая, что ошибки – это часть обучения. Формирование позитивного отношения к возможным трудностям и активное вовлечение студентов в работу с технологиями способствует снижению их тревожности.
Дополнительную поддержку можно обеспечить через менторство или использование современных технологий, таких как чат-боты и искусственный интеллект. ИИ позволяет анализировать данные обучающихся, такие как их академическая успеваемость, предпочтения в обучении и уровень освоения текущего материала. На основе этих данных, искусственный интеллект позволяет разрабатывать индивидуальные образовательные программы, предлагать дополнительные материалы для обучения, адаптированные к уникальным потребностям каждого студента. Это способствует более эффективному усвоению материала и повышению мотивации обучающихся [2].
3. Информационная «перегрузка». В условиях цифрового обучения обучающиеся нередко сталкиваются с проблемой обработки большого объема информации. Образовательные платформы предоставляют доступ к текстовым, графическим и аудиоматериалам, которые зачастую требуют одновременного восприятия и анализа. Это приводит к перегрузке когнитивных ресурсов, что затрудняет глубокое понимание материала. Особенно ярко этот барьер проявляется при работе со сложными интерфейсами образовательных платформ, где изобилие элементов отвлекает внимание и усложняет процесс обучения. Проявлениями информационной перегрузки являются снижение концентрации, поверхностное изучение материалов и упущение ключевых деталей. Основными причинами этого барьера выступают недостаточная структура образовательных материалов, отсутствие у студентов навыков фильтрации и анализа информации, а также использование интерфейсов, которые перенасыщены элементами и не способствуют эффективному восприятию контента.
Для снижения перегрузки информацией важно обеспечить структурированный доступ к образовательным материалам. Преподавателям следует делить учебный материал на логические блоки, позволяя учащимся сосредотачиваться на конкретных аспектах темы. Такой подход помогает избежать путаницы и облегчает процесс усвоения знаний.
Использование интуитивно понятных образовательных платформ также играет важную роль. Интерфейсы с минималистичным дизайном, в которых отсутствуют избыточные элементы, снижают нагрузку на внимание обучающихся. Простота навигации и четкая структура помогают сосредоточиться на самом обучении, а не на технических аспектах взаимодействия с платформой. Также можно организовать специальные тренинги или включить в учебный процесс задания, направленные на развитие таких умений, как выделение ключевых аспектов, полученной информации и уметь структурировать информацию. Визуализация информации также помогает облегчить процесс восприятия. Графики, диаграммы, таблицы и анимации позволяют представить сложный материал в удобной и наглядной форме. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию ключевых моментов.
Психологические барьеры восприятия знаний в цифровой образовательной среде представляют собой значимый вызов для современной системы образования. Эффективное преодоление этих барьеров требует применения инновационных и адаптивных методов обучения, упрощения интерфейсов и регулярной поддержки студентов. Интеграция игровых элементов, менторских сессий и искусственного интеллекта создает не только эмоционально благоприятную атмосферу, но и способствует повышению успеваемости студентов. Эти подходы активируют мотивацию и усиливают вовлеченность, что, в свою очередь, положительно влияет на результаты обучения.
Реализованные проекты и исследования подтверждают высокую эффективность комплексного подхода, который включает сочетание психоэмоциональной поддержки и технологических решений. Так, например, в Самарском государственном университете путей сообщения был реализован проект по актуализации образовательных программ, направленный на развитие цифровых компетенций. Совместно с АНО «Иннополис» в 2022 году были обновлены учебные планы, включив в них дисциплины, связанные с изучением сквозных цифровых технологий и их практическим применением.
Для гибкости обучения были разработаны массовые открытые онлайн-курсы, позволяющие студентам адаптировать образовательный процесс под свои нужды. Это обеспечило снижение уровня тревожности, вызванной перегрузкой информацией, и повысило общую вовлеченность обучающихся. Такой подход ведет к снижению тревожности студентов, улучшению их самочувствия и стимуляции учебной активности. Важно отметить, что эти методы могут быть успешно адаптированы для различных дисциплин, обеспечивая гибкость и индивидуализацию образовательного процесса, а также создавая комфортную среду для студентов.
Система Educat’s, разработанная в Белорусском национальном техническом университете студентами и преподавателями факультета информационных технологий и робототехники, представляет собой образовательную платформу, ориентированную на поддержку учебного процесса в техническом университете [3]. Она предназначена для улучшения качества образования и повышения взаимодействия между преподавателями и студентами. Платформа доступна на различных устройствах, что позволяет студентам учиться в удобное время и месте. Educat’s может предлагать индивидуализированные рекомендации по материалам и заданиям на основе успеваемости и интересов студентов. Программа предоставляет преподавателям возможность отслеживать успеваемость студентов через различные отчёты и аналитические инструменты, что позволяет адаптировать обучение под потребности обучающихся.
В заключение, психолого-дидактические предпосылки обучения инженеров-программистов в условиях цифровизации образовательного процесса играют ключевую роль в формировании высококвалифицированных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру технологий. Учитывая особенности восприятия и усвоения информации современными студентами, важно интегрировать современные педагогические подходы и инструменты, которые учитывают индивидуальные потребности и методы обучения.
Литература:- Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Микрообучение как феномен цифровой трансформации образования // Образование и право. – 2020. – № 6. – С. 299–304.
- Поверенный И.Д., Лавренова О.А. Искусственный интеллект в образовании: теоретические основы и практическое применение. – Минск: БНТУ, 2020. – 220 с.
- Система дистанционного обучения БНТУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://educats.bntu.by/Main