СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Куликова С. С.,

Икаева Н. А.

РГПУ им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Организация совместной деятельности школьников с помощью цифровых инструментов и технологий

Статья посвящена проблеме организации совместной деятельности школьников на уроках информатики с использованием современных цифровых технологий и инструментов. Обосновывается влияние цифровых технологий на формирование ключевых компетенций обучающихся. Рассматриваются примеры цифровых инструментов и технологий для организации совместной работы школьников в контексте решаемых образовательных задач, анализируются возможности и риски использования цифровых инструментов.

Kulikova S. S.,

Ikaeva N. A.

HSPU

St. Petersburg, Russia

Organization of joint activities of schoolchildren using digital tools and technologies

The article is devoted to the problem of organizing joint activities of schoolchildren in computer science lessons using modern digital technologies and tools. The influence of digital technologies on the formation of key competencies of students is substantiated. Examples of digital tools and technologies for organizing joint work of schoolchildren in the context of educational tasks are considered, the possibilities and risks of using digital tools are analyzed.
Цифровизация образования, характеризующаяся активным развитием цифровой образовательной среды и внедрением в образовательную практику цифровых технологий и инструментов, существенно преобразует привычные условия учебного процесса. Традиционные формы работы в школе начинают активно дополняться интерактивными и совместными формами сетевого взаимодействия. Для поиска и обмена знаниями, приобретения нового опыта, организации сотрудничества учитель всё чаще начинает использовать сетевые сервисы, онлайн-платформы и мессенджеры.
Компьютерные технологии, включая мобильные устройства, за последнее десятилетие прочно интегрировались в повседневную жизнь и стали неотъемлемой частью эффективного и качественного обучения, перестав быть просто «новыми орудиями труда». Тем не менее, вопросы, связанные с исследованием особенностей функционирования и образовательного потенциала компьютерных технологий, сохраняют свою актуальность и в настоящее время. В образовательной и научно-методической среде остаются недостаточно изученными вопросы, связанные с применением цифровых инструментов. Это касается как оптимального выбора технологий для решения конкретных образовательных задач, так и разработки эффективных методик их использования с целью достижения высоких результатов обучения. Кроме того, требует дальнейшего исследования влияние цифровых технологий на организацию учебного процесса и личностное развитие учащихся.
В данной статье основное внимание уделено проблеме эффективной организации совместной деятельности учащихся на уроках информатики с использованием современных цифровых инструментов и технологий. Рассматриваются аспекты, на которые учителю следует обратить внимание, чтобы снизить риски и избежать возможных трудностей в процессе обучения.
Цифровые инструменты обучения представляют собой широкий спектр аппаратно-программных средств, информационных систем и программных продуктов, применяемых для расширения возможностей образовательного процесса, поддержки эффективности обучения и повышения качества образования в целом. Шайхутдинова Л. М. определяет цифровые инструменты в образовании как «подгруппу цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении: электронные учебные системы, социальные сети, видео-сервисы, сервисы для работы с графикой и создания игровых учебных материалов» [1]. Цифровые инструменты и технологии, дополняя традиционные подходы и методы обучения, способствуют преобразованию образовательного процесса. Они позволяют внедрять передовые инновационные практики, основанные на использовании учащимися специализированных приложений, интерактивных ресурсов, онлайн-платформ и инструментов. Цифровые инструменты обучения предоставляют доступ к информации, позволяют создавать и обмениваться контентом, помогают включить обучающегося в адаптивные, персонализированные и вовлекающие учебные среды [2].
Организация совместной деятельности обучающихся является одним из ключевых элементов образовательного процесса. Платонов К. К. определяет ее как «сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе совместного достижения общей цели в труде, игре, обучении, воспитании» [3]. Совместная деятельность школьников представляет собой активную форму обучения (например, проектное обучение), способствующую активизации мыслительной, учебно-познавательной и практико-ориентированной деятельности обучающихся, ориентированную на развитие навыков работы с информацией, коммуникации и сотрудничества. Данная деятельность выступает основой для формирования как учебных, так и социальных навыков школьников, что находит отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Преимущества использования цифровых технологий в совместной деятельности (доступность, отсутствие пространственно-временных ограничений, расширение коммуникационных связей, индивидуализация деятельности, расширение поля совместной работы, автоматизация процессов, наглядность и интерактивность, гибкость управления процессами) оказывают положительное влияние на формирование ключевых компетенций школьников. Компетенции, понимаемые как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков и способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», необходимы для качественной и продуктивной деятельности [4]. Благодаря цифровым инструментам учащиеся не только получают новые знания, но и развивают навыки, которые становятся основой их успешной социализации и профессионального роста в будущем.
Выделим несколько групп формируемых компетенций обучающихся.
Информационные компетенции. Данная группа компетенций необходима для успешной адаптации школьников в условиях цифрового общества. Обучающиеся учатся использовать цифровые инструменты для работы с информацией и данными: поиск и отбор информации (формулировка поисковых запросов, использование поисковых систем и фильтров для уточнения результатов), создание цифрового контента, обработка и анализ данных (применение программ и приложений для решения различных задач, преобразование информации, работа с базами данных, интеллектуальными системами и нейросетями), организация и хранение информации (структурирование и систематизация данных, организация файловой системы, использование облачных технологий), а также обеспечение безопасности и защиты данных (понимание угроз в цифровой среде и способов их предотвращения, защита персональных данных и интеллектуальной собственности).
Учебно-познавательные компетенции. Данная группа компетенций позволяет обучающемуся активно включаться в учебный процесс, проявлять инициативность и самостоятельность в обучении, осуществлять исследовательскую деятельность, работать с большими объемами информации, а также проявлять ответственность. Она также способствует адаптации материала под личные образовательные потребности: постановка личных целей и определение приоритетов, критический анализ и оценка достоверности и актуальности информации, выявление противоречий и формулирование обоснованных выводов, поиск путей решения проблем, выбор наиболее эффективных методов, генерация новых идей и поиск нестандартных решений, проявление творчества и креативности, организация исследований и представление результатов в различных форматах.
Коммуникативные компетенции. Это группа компетенций, которая позволяет эффективно общаться и сотрудничать, поддерживать взаимодействие с помощью различных сетевых средств коммуникации. Она включает в себя обсуждение идей, совместное решение возникающих проблем и координацию действий всех участников группы. Сюда входит использование электронной почты, социальных сетей, мессенджеров, онлайн-платформ для общения, обмена информацией и реализации совместной деятельности. Также важными аспектами являются распределение ролей и задач между участниками, применение инструментов для совместной работы, сбор мнений, голосование и коллективное принятие решений, работа в команде для достижения общей цели и соблюдение правил сетевого этикета.
Регулятивно-оценочные компетенции. Данная группа компетенций связана со способностью обучающихся к управлению (самоуправлению) учебной деятельностью, планированию, организации и анализу своих действий. Компетенции данной группы помогают эффективно учиться и быстро решать возникающие задачи. Сюда входят: определение цели деятельности и её сохранение на протяжении всей работы, несмотря на возникающие трудности; сопоставление цели деятельности и полученных результатов; объективное оценивание результатов и внесение коррективов; составление плана действий; эффективное распределение временных, трудовых и информационных ресурсов; самостоятельный контроль и анализ текущих и итоговых результатов; нахождение своих ошибок и определение причин их возникновения; рефлексия и исправление ошибок; готовность к непрерывному самообучению и саморазвитию; готовность адаптироваться к изменяющимся условиям.
Социальные компетенции. Данная группа компетенций проявляется в контексте сотрудничества, взаимопомощи, поддержки и уважения в группе, осознания личной ответственности и готовности к участию в решении социальных проблем. Она включает в себя совместное устранение конфликтов и поиск компромиссов, взаимопомощь, ведение конструктивного диалога, уважительное отношение ко всем участникам группы. Также сюда относятся осознание влияния цифровых технологий на человека, общество и государство, понимание проблем и рисков, связанных с использованием цифровых инструментов, а также участие в решении социальных проблем и поддержка социальных инициатив.
В вопросе формирования компетенций обучающихся уроки информатики играют ключевую роль, поскольку в рамках предметного содержания осуществляется целенаправленная работа по осмыслению роли и значения компьютерных устройств и цифровых технологий для современного общества, а также их влияния на развитие каждого человека. Организация совместной деятельности школьников на уроках информатики с помощью цифровых инструментов обладает рядом особенностей, которые делают её уникальной и эффективной.
Рассмотрим эти особенности подробнее. Во-первых, через знакомство и работу с цифровыми инструментами и технологиями на уроках информатики повышается степень осознанного включения школьников в реалии цифрового мира. Учащиеся не только осваивают технические навыки, но и начинают понимать, как цифровые технологии влияют на повседневную жизнь, экономику и культуру. Это способствует формированию цифровой грамотности и критического мышления, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.
Во-вторых, вовлеченность и мотивированность обучающихся в качественное освоение предметного содержания значительно возрастает. Цифровые инструменты делают процесс обучения более увлекательным и доступным. Школьники активно участвуют в решении задач, экспериментируют с инструментами и глубже понимают теоретические аспекты информатики.
В-третьих, предметное содержание способствует расширению интересов школьников в области компьютерных устройств и технологий. Учащиеся начинают проявлять интерес к смежным IT-направлениям, таким как программирование, веб-дизайн, искусственный интеллект, кибербезопасность. Это стимулирует их к самостоятельному изучению новых инструментов и технологий, развивая исследовательские навыки.
В-четвертых, совместная деятельность на уроках информатики способствует быстрой адаптации учащихся к условиям будущей профессиональной деятельности в сфере IT-технологий. Работа в команде, использование современных цифровых инструментов и решение реальных задач помогают школьникам развивать навыки, которые будут востребованы в их будущей карьере. Это умения управлять проектами, анализировать данные и принимать решения в условиях неопределенности.
В-пятых, цифровые инструменты способствуют изменению подходов к решению задач. Школьники учатся не только решать стандартные задачи, но и ставить задачи нового типа, основанные на инициативе и творчестве. Это развивает у них креативное мышление, способность к инновациям и готовность к нестандартным решениям.
Рассмотрим примеры цифровых инструментов и технологий для организации совместной деятельности школьников в контексте решаемых образовательных задач. Выделим несколько категорий решаемых задач.
Планирование и проектирование совместной деятельности школьников. Цифровые инструменты данной категории помогают школьникам создать общее рабочее пространство (например, для работы над проектами), распределить задачи, отслеживать статус их выполнения, составлять чек-листы, устанавливать сроки, а также делать процесс деятельности структурированным, наглядным и доступным для всех участников группы. Среди таких инструментов можно выделить Weeek, Asana, Google Workspace и Teamly. Кроме того, для управления задачами и проектами активно используются сервисы, такие как Yandex Tracker, Easy Task, Yougile, Weeek и ToDoList.
Представление информации и передача знаний. Prezi, Visme, Genially, Flyvi, Supa, Easel.ly позволяют создавать визуально привлекательные и интерактивные материалы (презентации, карты, инфографику, схемы, рабочие листы, плакаты, веб-баннеры, анимацию и пр.), которые могут быть использованы для совместной работы над проектами, оформления отчетов и представления результатов исследований. С помощью сервиса ThingLink можно создавать интерактивные изображения и видео, добавляя к ним метки с текстовой и графической информацией, ссылками. Также он подходит для создания виртуальных экскурсий. Инструменты для создания ментальных карт (MindMeister, Xmind, Google Mind Maps, Draw.io, Mindomo) позволяют визуализировать учебную информацию, идеи, концепции и аргументы. В формате скрайбинга можно создавать мультимедийный контент для проектов и рекламных кампаний, формируя позитивный имидж. Для этого можно использовать такие сервисы, как PowToon.com, Animaker.com, Vyond.com, Moovly.com, Animoto.com, ВидеоШОУ.
Структурирование информации, её накопление и хранение. Облачные сервисы позволяют хранить и обмениваться файлами с другими участниками группы, обеспечивая удобный доступ к необходимым материалам (Google Drive, Dropbox, OneDrive, Box). Среди отечественных облачных сервисов для хранения данных используются Яндекс.Диск, Облако Mail.Ru, СберДиск, Selectel, VK Cloud, Ростелеком Облако, Мегадиск.
Организация и управление совместной деятельностью школьников. Онлайн-платформы для совместной работы предоставляют широкие возможности для коллективного редактирования документов, делая рабочий процесс более гибким и доступным. Продукты экосистем Yandex и Google выделяются своей удобной и универсальной пользовательской средой. Инструменты для совместной работы с текстом – Google Docs, Яндекс 360, Microsoft Word Online, OnlyOffice; для совместной работы над презентациями – Google Slides, Яндекс Презентации, Microsoft PowerPoint Online, Prezi. Эти инструменты позволяют участникам группы одновременно вносить изменения в документы и презентации, что значительно ускоряет процесс работы и улучшает взаимодействие между членами команды. Для совместной работы по проектированию и моделированию, манипуляциям с виртуальными объектами и обработке экспериментальных данных могут использоваться виртуальные лаборатории (Scratch, PhET Interactive Simulations, VR-Lab, Trinket, Gazebo Sim, Labster, GeoGebra) и игровые симуляторы (CodeCombat, Minecraft Education Edition, Robot Virtual Worlds).
Организация образовательного взаимодействия школьников и сотрудничества, обмен опытом, общение. Реализация поддержки школьников, консультирование. Сегодня главной информационно-коммуникационной площадкой в школе выступает платформа «Сферум», которая позиционируется как безопасная и контролируемая среда для взаимодействия субъектов образования. На базе платформы возможно создание групп и каналов не только для информирования и оперативного решения вопросов, но и для сбора мнений (через опросы и голосования), организации сотрудничества, а также реализации коммуникации в системах «один-один», «один-группа», «группа-группа». Дополнительно можно использовать Федеральную цифровую платформу «Моя школа», которая предоставляет широкие возможности для организации учебного процесса. Также для взаимодействия можно применять открытые сетевые коммуникационные площадки, например, группы в VK, онлайн-доски (Holst, Jamboard, MURAL, Conceptboard, Digipad).
Мониторинг процесса совместной деятельности школьников, контроль и оценка индивидуальных и групповых результатов. Организация обратной связи, рефлексии. Данную группу задач можно эффективно реализовать с помощью следующих оценочных цифровых инструментов: Quizizz, MyQuiz, OnlineTestPad, Google Forms, Yandex Forms, Foquz, Testograf, Анкетолог. Эти сервисы позволяют создавать опросы, анкеты, тесты и викторины с интерактивными элементами и элементами геймификации, добавлять графику, видео и аудио, а также поддерживать соревновательный элемент, что мотивирует учащихся к активной работе. Кроме того, существуют сервисы, позволяющие создавать нетрадиционные формы контроля и оценки – кроссворды, ребусы, головоломки (CrossMaker, Quizlet, WordWall). Особого внимания заслуживает платформа LearningApps.org, которая полюбилась учителям благодаря множеству шаблонов, включая игры, тесты, кроссворды и пазлы. Учителя могут создавать собственные задания или использовать готовые, доступные в библиотеке сервисы. Учащиеся могут выполнять задания как индивидуально, так и в группах, получая мгновенную обратную связь.
Публичная демонстрация (представление) результатов совместной деятельности, публичные обсуждения. Целесообразно использовать сервисы, предназначенные для онлайн-дискуссий и публичных обсуждений материалов и полученных результатов. К ним относятся платформы для проведения онлайн-мероприятий, мастер-классов и вебинаров (Zoom, Microsoft Teams, Google Meet, Яндекс.Телемост, Webinar.ru, Сферум, Учи.ру). Также полезны сервисы для структурирования, накопления, самоанализа и рефлексии своих образовательных достижений – цифровые портфолио (Seesaw, Google Sites, Яндекс.Портфолио). Для демонстрации результатов работы и продуктов деятельности, образовательной рекламы и поддержки личного и группового имиджа можно использовать онлайн-площадки, такие как создание веб-сайта (Google Sites, Tilda, Wix, Nethouse), групп в социальных сетях (VK, Telegram), медиаканалов (YouTube, Rutube, Яндекс.Дзен) или ведение блога (Яндекс.Дзен, Tilda Blog, Habr).
Особое внимание стоит уделить вопросу влияния искусственного интеллекта (ИИ) на организацию совместной деятельности школьников. Искусственный интеллект «используется для описания компьютерных технологий в моделировании интеллектуального поведения и критического мышления, сравнимого с человеческим» [5]. Сегодня ИИ активно интегрируется в образовательные процессы, становясь важным инструментом для поддержки учителей и учащихся. Внедрение таких технологий позволяет создавать адаптивные образовательные программы, которые подстраиваются под индивидуальные особенности каждого ученика, тем самым повышая качество образовательного процесса. В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года указано, что использование технологий ИИ позволит создать условия для совершенствования последовательности образовательных услуг, их качества [6]. Искусственный интеллект может значительно упростить и улучшить организацию совместной работы учащихся.
Например, нейросети, такие как ChatGPT или YandexGPT, могут использоваться для генерации идей, анализа текстов, создания контента и даже помощи в распределении задач между участниками группы. Эти инструменты позволяют школьникам быстрее находить решения, структурировать информацию и эффективно взаимодействовать в рамках проектной деятельности. Для визуализации и презентации результатов совместной работы можно использовать такие нейросети, как Slidesgo для создания профессиональных шаблонов презентаций и GoAnimate для разработки анимированных видеороликов. Это делает процесс работы более увлекательным и продуктивным.
Спектр цифровых инструментов достаточно широк, он включает в себя популярные иностранные сервисы и российские разработки, динамично развивается и обновляется. Современному учителю необходимо научиться ориентироваться в многообразии цифровых инструментов, объективно и обоснованно выбирать их для решения своих профессиональных педагогических задач. С одной стороны, необходимо повышение цифровой культуры и грамотности самого учителя, формирование цифровых компетенций через самообразование на постоянной основе. С другой стороны, эффективность организации совместной деятельности школьников на уроке информатики будет зависеть от осознания и осмысления учителем следующих факторов: соотношение и соответствие «цель совместной деятельности» – «формируемые компетенции» – «результат совместной работы»; психофизиологические особенности обучающихся, их образовательные потребности и интересы; уровень сформированности цифровой грамотности обучающихся, владение цифровыми умениями и навыками; доступ обучающихся к компьютерным устройствам и цифровым технологиям, к сети Интернет; личная заинтересованность и готовность обучающегося к совместной деятельности с использованием цифровых инструментов; знание возможностей цифровых инструментов для эффективной организации совместной деятельности; наличие правил, инструкций, рекомендаций по работе с цифровыми технологиями в ходе совместной работы, критериев оценивания совместной деятельности, системы поддержки и помощи обучающимся; положительное и отрицательное влияние цифровых технологий на образовательный процесс.
Однако, использование цифровых технологий в организации совместной деятельности школьников сопряжено с рядом рисков и трудностей. Одной из ключевых проблем является снижение уровня живого общения между учащимися. В процессе работы с цифровыми инструментами школьники могут утрачивать навыки непосредственного взаимодействия, что негативно сказывается на их способности выстраивать коммуникацию в реальной жизни. Кроме того, неумение эффективно взаимодействовать в цифровой среде, включая соблюдение правил сетевого этикета (нетикета), может приводить к конфликтам и недопониманию между участниками группы. Трудностью является и слабо развитая система саморегуляции у школьников. Многие учащиеся испытывают сложности с организацией самостоятельной работы, управлением временем и концентрацией внимания в условиях цифровой среды. Это может снижать продуктивность совместной деятельности и приводить к невыполнению поставленных задач. Также важно учитывать неравный доступ к цифровым технологиям среди школьников. Не все учащиеся имеют возможность использовать современные устройства и стабильный доступ к Интернету, что создает неравные условия для участия в совместной работе. Зависимость от работы устройств и сети Интернет также представляет собой серьезный риск. Технические сбои, отсутствие подключения к Интернету или неисправность оборудования могут сорвать выполнение учебных задач. Использование цифровых технологий требует внимательного отношения к вопросам безопасности в сети, включая защиту персональных данных, предотвращение кибербуллинга и соблюдение правил цифровой гигиены.
Таким образом, использование цифровых технологий в организации совместной деятельности школьников представляет собой перспективное направление развития профессиональной педагогической деятельности. Для успешной реализации этого подхода важно, чтобы учителя не только осознавали преимущества цифровых инструментов в решении образовательных задач, но и уверенно ориентировались в их многообразии, грамотно применяли их в своей работе, преодолевая возможные трудности и риски. Это включает обеспечение безопасности, формирование у учащихся навыков цифровой грамотности и подготовку их к жизни в современном цифровом обществе. Только при таком комплексном подходе цифровые технологии смогут стать эффективным инструментом для достижения образовательных целей и развития ключевых компетенций обучающихся.


Литература:
  1. Шайхутдинова Л. М. Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения // Скиф. 2021. №5 (57). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-instrumenty-pedagoga-dlya-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya
  2. Шудуева З. А., Миназова З. М., Харченко С. Б. Роль адаптивных образовательных технологий в персонализации обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2024. №84-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-adaptivnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-personalizatsii-obucheniya
  3. Платонов К. К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность / под ред. К. К. Платонова. – М., 2005.
  4. Бирюкова М. В. Понятие «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной практике // Экономика и социум. 2015. №1-1 (14). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kompetentnost-i-kompetentsiya-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktike
  5. Гаранина О. Е., Шливко И. Л., Клеменова И. А., Ускова К. А., Миронычева А. М., Дардык В. И., Ласьков В. Н. Искусственный интеллект: как работает и критерии оценки // Consilium Medicum. 2021. №8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-kak-rabotaet-i-kriterii-otsenki
  6. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda