Рис. 1. Функциональные области управления образованием
Совокупное и взаимосвязанное формирование как информационной, так и правовой компетентности для осуществления трудовой функции руководителем образовательной организации видится нам совершенно необходимой, поэтому представляется важной постановка вопроса об актуальности формирования информационно-правовой компетентности руководителя образовательной организации, под которой, вслед за Е.Г. Махровой, мы будем понимать «самостоятельное планирование и организация информационного поиска, владение информационными технологиями, поиск материалов через информационно-телекоммуникационную связь «Интернет», освоение справочных правовых систем».[10]
Информационно-правовая компетенция руководителя образовательной организации подразумевает наличие знаний нормативно-правовой базы образовательной организации (прав, обязанностей и ответственности участников образовательного процесса) в сфере информационных технологий, умение и готовность самостоятельно применять в практической деятельности статьи законов и других нормативных правовых актов [4].
Однако опыт показывает, что у руководителя образовательной организации возникают выраженные проблемы при реализации на практике информационно-правовой компетентности. Отсутствует методическое сопровождение работы с интернет-ресурсами, наблюдается недостаточная учебно-информационная инфраструктура, отсутствуют модели правовых образовательных ситуаций, нет шаблонов лицензионных договоров.
Как показывает анализ практического опыта осуществления программ переподготовки, руководители образовательных организаций сталкиваются с системой трудностей в управлении процессами информатизации в образовательных организациях, особенно в области договорной деятельности. Примером может служить практика заключения контрактов и/или договоров в том числе лицензионных для обеспечения обслуживания оборудования и программного обеспечения [2,3,5,6].
К таким трудностям относятся:
▪ отсутствие системной профессиональной подготовки руководителей образовательных учреждений в области управления;
▪ быстро меняющиеся требования к деятельности образовательных организаций;
▪ отсутствие опыта в составлении и заключении договоров и (или) соглашений, направленных на внедрение и реализацию цифровой трансформации образовательной организации;
▪ высокая степень изменчивости инструментов информационно-правового сопровождения в связи с развитием цифровизации общества;
▪ нехватка у руководителей образовательных организаций навыков использования цифровых технологий;
▪ отсутствие понимания, зачем и как использовать цифровые технологии;
▪ дефицит оборудования и ограничения в использовании программного обеспечения.
Реализация перечисленных выше задач предполагает наличие у менеджеров образовательных организаций любого уровня развитого информационно-правового мышления, которое характеризуется умением принимать стратегические решения и осуществлять оперативную деятельность по их реализации [8].
Этот тезис подтверждается проведенным нами обзором соответствующих программ переподготовки и повышения квалификации. Так, например, в программе дополнительного профессионального повышения квалификации «Правовое регулирование договоров оказания услуг» в качестве основных целей указываются только «подготовка к практической деятельности специалистов образовательных учреждений в сфере гражданского права и получение теоретических, а также практических знаний и навыков в сфере договорного права» [6]. В дополнительной профессиональной программе (повышение квалификации) «Пять функциональных областей управления образовательной организации»отражены особенности заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, основные вопросы заключения трудовых, коллективных соглашений и договоров на осуществление платных образовательных услуг [2]. При этом, вопросы внедрения «цифровой трансформации» в образовательную деятельность, в том числе посредством заключения необходимых соглашений и договоров, информационно-правовая компетенция в подобных программах не рассматриваются.
Заключение. Внедрение «цифровой трансформации» в образовательной деятельности предъявляет новые требования к компетенциям руководителей образовательных организаций, а также владеть инструментами, остальных участников образовательного процесса, способных выбирать и применять оптимальную информационно-правовую технологию, а также эффективные IT-инструменты для управления образовательной организацией.
В рамках осуществления трудовой деятельности руководителем образовательной организации очевидна необходимость в формировании информационно-правовой компетентности в сфере договорной деятельности.
Литература:1. Садулаева Т.Р. Цифровая трансформация в образовании // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник». – 2023. - № 5 – С. 2592-2598.
2. Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Пять функциональных областей управления образовательной организации» // Многофункциональный портал ДПО. Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ. [Электронный ресурс]
https://dppo.apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1 [Последнее обращение: 09.02.2025].
3. Применение искусственного интеллекта в работе преподавателя. Онлайн-курс повышения квалификации. Автор и ведущий курса С. Пихтовников [Электронный ресурс]
https://directacademia.ru/page43131642.html [Последнее обращение: 09.02.2025]
4. Рыжова Н.И., Бух В.В., Медянова П. В. и др. Формирование информационно-правовой компетентности специалистов гуманитарного профиля в условиях информатизации профессиональной подготовки в ВУЗЕ // Педагогическое образование на Алтае. – 2012. – № 1. – С. 198-210.
5. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Цифровая трансформация образования: подходы и технологии» // Многофункциональный портал ДПО. Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ. [Электронный ресурс] //
https://dppo.apkpro.ru [Последнее обращение: 22.02.2025].
6. Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации «Правовое регулирование договоров оказания услуг»// Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ. [Электронный ресурс] //
https://dppo.apkpro.ru [Последнее обращение: 22.02.2025].
7. Рыжова Н.И., Соколов Д.А., Медянова П. В. Формирование профессиональной готовности к информационно-правовой деятельности специалиста в области рекламы и связей с общественностью: цели, задачи критерии // Преподаватель XXI век. – 2020. – № 1-1. С. 78-92.
8. Резник, С. Управление системой профессионального продвижения руководителей в организациях сферы школьного образования / С. Резник, А. Юдаков // Управление персоналом. – 2008. – № 13. – С. 49-54.
9. Кузнецова Н. В. Педагогические условия формирования информационно-правовой компетенции сотрудников правоохранительных органов в центрах профессиональной подготовки. 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Елец:Елецкий государственный университет им. И.А. Бунин, 2023. - 24 с.
10. Махрова, Е. И. К вопросу о формировании информационно-правовой компетентности студентов вуза / Е. И. Махрова // Наука и современность. – 2013. – № 21. – С. 58-62.