СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Шаталов А.В.

директор, учитель английского языка,

ГБОУ СОШ №337 Невского района

Санкт-Петербурга

Инфраструктура цифрового коворкинга для изучения иностранного языка

В статье рассматриваются вопросы целесообразности организации коворкинговых пространств для самостоятельной исследовательской и проектной работы учащихся в условиях иноязычной среды. Автор описывает модель инфраструктуры цифрового англоязычного коворкинга, приводит примеры организации различных образовательных мероприятий в нём.

Shatalov A.V.

Director, English teacher,

secondary school No. 337 Nevsky district

St. Petersburg

Digital coworking infrastructure for learning a foreign language

The article discusses the expediency of organizing coworking spaces for independent research and project work of students in a foreign language environment. The author describes the model of the infrastructure of digital English-speaking coworking, gives examples of the organization of various educational events in it.
В современных условиях процесс изучения иностранного языка обуславливается целым рядом факторов, в том числе простроенностью международных социокультурных связей, доступностью стран носителей языка, присутствием и доступностью носителей языка в стране изучения, актуальным состоянием образовательной среды, дидактической оснащённостью методической среды школы.
В российских школах обучение иностранному языку сегодня организационно строится на тех же принципах что и изучение любого другого школьного предмета. Но практика показывает, что изучать иностранный язык только в рамках урока оказывается недостаточно для уверенного владения иностранным языком. По результатам ВПР по английскому языку за 2020-22 гг. с заданиями на говорение справляются менее 50% школьников, а качество знаний колеблется в диапазоне от 28,43 до 36,72% [7].
В школах, даже с углубленным изучением иностранного языка отсутствует преподавание на иностранном языке, т.к. текущая парадигма российского образования не предусматривает преподавание школьных предметов на иностранном языке. Программы же внеурочной деятельности нацелены в основном на расширенное и углублённое изучение языка по существующим УМК и не ориентированы языковую практику в социокультурном пространстве.
В образовательных организациях отсутствует соответствующая инфраструктура, которая обеспечила бы неформальное обучение и расширяла бы практику применения иностранного языка. У обучающихся отсутствует практическая потребность в использовании языка, нет связи между культурными пространствами различных языков.
Рассмотрим несколько подробнее организацию урочной деятельности. Почему же обучение на уроках не является достаточно эффективным? Тому есть ряд объективных причин:
  • стандартизированное содержание образовательной программы
  • отсутствие взаимодействия с другими предметами
  • ограниченный выбор тем
  • сосредоточенность на языке, а не на культурологическом контексте
  • рафинированное содержание учебных пособий.

Рассмотрим подробнее влияние этих причин на эффективность урочной деятельности. Стандартизация общего образования в целом и образовательной программы в частности тормозит развитие образования и препятствует достижению высоких образовательных результатов. Как отмечают Имакаев, Гопало и др. [2, 4] стандартизация образовательных программ негативно сказывается на качестве образовательных результатов по нескольким причинам: невозможность персонализации образовательного маршрута, ограниченность используемых УМК рамками учебных часов, низкая оснащенность дидактической среды. По этим причинам на уроке сложно создать условия адекватные запросам каждого ученика на изучение иностранного языка.
На эффективность урока также влияет изолированность иностранного языка от других предметов. В современных УМК английского языка практически отсутствуют междисциплинарные связи. Редким исключением являются предметы: история и география [5]. Взаимодействие с другими школьными дисциплинами на уровне изучаемых понятий и явлений практически не просматривается. Да и по отношению к истории и географии эта связь оказывается однонаправленной. На уроках истории нет ни времени, ни возможности обращаться к репринтам подлинных англоязычных документов, а на уроках географии – разбирать записи Королевского географического общества или прокладывать маршруты путешествий с использованием англоязычных сервисов. Универсальность примерной программы школьного предмета диктует и ограниченность выбора тем для изучения на уроках. И если изучение русского языка в школе поддерживается всей образовательной программой и предметом «литература», то при преподавании английского языка, учитель ограничен только теми часами и темами, которые заложены в школьную программу. Такой положение не позволяет педагогу воссоздать культурологический контекст изучаемого языка, а учащимся погрузится в иноязычную среду. В итоге учителя на уроках английского языка вынуждены сосредоточится на языкознании, игнорируя культурологический контекст.
Любой учебник написан специальным языком, адаптированным в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся. Материал учебника структурирован и систематизирован и включает только проверенные факты и достоверную информацию, т. е. по сути текст любого учебного пособия является рафинированным в противовес живому языку.
Все вышесказанное позволяет сделать нам вывод о недостаточности часов учебного плана для полноценного изучения иностранного языка в школе.
Рассмотрим какие же возможности существуют в школе для более эффективного овладения иностранным языком. Сделать процесс изучения иностранного языка в школе более эффективным может реализация образовательной триады: урок - внеурочная деятельность - самообразование.
Образовательная триада урок - внеурочная деятельность- самообразование, как отмечают в своих работах Шапиро, Макарова [6], позволяют организовать обучение детей в соответствии с их образовательными возможностями, реализуя разноуровневое обучение за счёт дифференциации форм организации занятий в зависимости от образовательных целей обучающихся. Для реализации данной образовательной триады на практике необходимо, чтобы внеурочная деятельность была организована в соответствии с образовательными потребностями учащихся и программы внеурочной деятельности носили междисциплинарный и культурологический характер. Однако, даже беглый анализ программ внеурочной деятельности по английскому языку, доступных в открытых источниках, показывает, что они нацелены в основном на расширенное и углублённое изучение языка по существующим УМК и не ориентированы на языковую практику в социокультурном пространстве. Помимо уже перечисленных причин, это связано и с тем, что такое специализированное пространство отсутствует сегодня в образовательных организациях.
Нацеленность именно на изучение языка, обесценивает и третий компонент триады – самообразование. В условиях принудительного изучения у ребёнка отсутствует мотивация к самостоятельному развитию навыков.
Правильная же реализация образовательной триады позволит не учить язык, а жить на иностранном языке.
Чтобы не просто учить английский язык, а начать жить на нем, необходимо создать среду, в которой он будет использоваться ежедневно и естественно. Построение такой среды требует скоординированных усилий всех участников образовательного процесса. Необходимо сформировать условия при которых обучающийся получит возможность думать, говорить и действовать на английском языке. Для этого надо:
  • создать англоязычную пространственно-предметную среду,
  • сформировать коммуникационную инфраструктуру,
  • запланировать необходимые виды деятельности.
А. Иванова подробно раскрывает эти постулаты применительно к самообразованию [3]. Мы же попробуем раскрыть их применительно к школе на примере цифрового коворкинга и определить место и роль коворкинга в образовательной среде.
Образовательной триаде «урок-внеурочная деятельность-самообразование» можно сопоставить инфраструктурную триаду «УМК – пространственно-предметная среда школы – личное информационное пространство».
Мы уже достаточно подробно описали недостатки современных УМК, применительно к рассматриваемому вопросу. Теперь рассмотрим способы расширения возможностей УМК. Поскольку учитель сегодня ограничен в выборе УМК федеральным перечнем учебников, то целесообразно рассмотреть универсальные способы расширения дидактических возможностей существующих УМК. Применительно к цифровой образовательной среде структура цифрового УМК определяется как совокупность четырех основных компонент: гипермедиа-учебник, интерактивная рабочая тетрадь, электронное методическое пособие, система ресурсного сопровождения реализации рабочей программы [9]. В настоящее время гипермедиа-учебники в составе традиционных УМК всё ещё отсутствуют. Расширить возможности традиционного УМК можно средствами дополненной реальности [8]. Мы предлагаем использовать следующие три способа: создание рабочих листов с оптическими метками дополненной реальности, использование обособленных объектов учебника в качестве оптических меток, создание когнитивных карт уроков [10].
Продолжая разговор об инфраструктуре, мы переходим от УМК пространственно-предметной среде школы. К сожалению, пространственно-предметная среда современной школы не подразумевает создание иноязычных пространств. Поэтому мы предлагаем рассмотреть в качестве основного инфраструктурного объекта – коворкинг.
Понятие коворкинга разными авторами определяется по-разному [1, 11]. Сформулируем понятие коворкинга применительно к нашим целям.
Коворкинг — это оборудованное пространство, предназначенное для совместной работы и общения, где создаются условия для эффективного обучения и практики языка.
Рассмотрим принципы построения и оснащения эффективного коворкинга. Сегодня очевидно, что коворкинг должен быть интегрирован в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации. Интеграция коворкинга в цифровую образовательную среду позволит обеспечить: интерактивность, актуальность ресурсов, адаптивность, доступность. Сформулируем основные принципы оснащения школьного коворкинга для изучения английского языка: многофункциональность, комфорт и эргономичность, доступность технических средств, зонирование, эстетика и дизайн, сетевая доступность, энергообеспеченность, безопасность, комфортность. Рассмотрим более подробно содержание этих принципов.
Многофункциональность. Пространство коворкинга должно легко трансформироваться для различных видов деятельности: индивидуальных занятий, групповых обсуждений, лекций и презентаций.
Комфорт и эргономичность. Мебель и оборудование должны быть удобными и безопасными для длительного использования, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Доступность технических средств. В коворкинге должны быть компьютеры, принтеры, сканеры, проекторы, интерактивные панели, 3D-принтеры, VR/AR-устройства и другие необходимые технические средства для выполнения учебных заданий.
Зонирование. Пространство должно быть разделено на зоны: тихие зоны для самостоятельной работы, зоны для групповых обсуждений, зоны для отдыха и релаксации. Необходимы также отдельные зоны для интерактивных и мультимедийных занятий, обеспечивающие доступ к современным технологиям.
Эстетика и дизайн. Оформление пространства должно способствовать концентрации и творчеству: использование приятной цветовой гаммы, хорошего освещения и декора. При оформлении помещения коворкинга следует также использовать цветовые схемы, соответствующие национальному колориту страны носителей языка.
Сетевая доступность. Надежное высокоскоростное подключение к Интернету и локальная сеть для быстрого доступа к информации и ресурсам.
Энергообеспеченность. Обеспечение достаточного количества розеток и стабильного энергоснабжения для зарядки устройств и использования техники без перебоев.
Безопасность. Установка противопожарной сигнализации, видеонаблюдения и соблюдение правил поведения в коворкинге для обеспечения безопасности учащихся.
Комфортность. Необходимо обеспечить поддержку ментального здоровья и свободу творчества. Принцип комфортности предполагает создание комфортной и дружеской атмосферы, которая уменьшает стресс и тревогу, способствуя общему благополучию учащихся, а также формирование свободной обстановки для креативного подхода к изучению языка и генерации новых идей.
Важно продумать также и оснащение коворкинга. Оснащение цифрового коворкинга складывается из оборудования и программных средств. Оборудование коворкинга должно включать в себя:
  • Рабочие места: столы и стулья для учащихся и учителя, мягкая мебель для зон отдыха.
  • Доска и демонстрационное оборудование: маркерная доска и/или клипчарт, проектор и экран или интерактивная доска, документ-камера.
  • Звуковое оборудование: колонки, наушник, микрофон.
  • Средства воспроизведения медиаинформации: проигрыватели (DVD-проигрыватель, компьютер с поддержкой воспроизведения медиафайлов ), телевизор.
  • Компьютеры и периферия: персональные компьютеры или ноутбуки, принтеры и сканеры, 3D-принтеры (при необходимости), VR/AR-устройства (при необходимости).
  • Зоны для отдыха и работы: пуфы, кресла-мешки или другая мебель для отдыха, стеллажи и полки для книг и учебных материалов.
  • Системы безопасности и связи: системы видеонаблюдения, пожарная сигнализация, локальная сеть и Wi-Fi с доступом в Интернет.
Коворкинг должен быть обеспечен следующими программными средствами:
  • Прикладные программы общего назначения: текстовый редактор, электронные таблицы, средства создания и редактирования презентаций.
  • Обучающие программы: специализированные программы для изучения английского языка (например, Rosetta Stone, Duolingo) и лингафонные программы для занятий по говорению.
  • Мультимедийные программы: программы для создания и редактирования видео (например, iMovie, Adobe Premiere) и программы для создания и редактирования аудио (например, Audacity).
  • Интерактивные и презентационные программы: программы для создания интерактивных плакатов и презентаций (например, Prezi, Genialy) и программы для работы с интерактивными досками (например, Smart Notebook, Promethean Planet).
  • Интернет-браузеры: Яндекс, Атом, Google Chrome, Mozilla Firefox, Microsoft Edge для доступа к онлайн-ресурсам и учебным материалам.
  • Антивирусное ПО для защиты компьютеров и сети от вредоносных программ.
  • Программное обеспечение для управления обучением.
  • Системы управления обучением (LMS) для организации учебного процесса (например, Moodle, Google Classroom).
  • Программы для анализа данных и исследований. Это могут быть инструменты для анализа текстов и данных (например, Excel, SPSS) и системы искусственного интеллекта.
Коворкинг устроенный в соответствии с вышеописанными правилами позволит создать условия для организации занятий внеурочной деятельности и самостоятельной работы учащихся в контекстной языковой среде в соответствии с образовательными потребностями учащихся.
Завершающий элемент инфраструктурной триады - личное информационное пространство – реализуется на основе PAN (Personal Area Network).
Personal Area Network (PAN), или персональная компьютерная сеть, представляет собой сеть, созданную для связи различных электронных устройств, принадлежащих одному пользователю, в пределах небольшого радиуса, обычно до 10 метров. Основная цель PAN — обеспечить удобную и эффективную связь между личными устройствами, такими как компьютеры, смартфоны, планшеты, наушники и другие гаджеты, для выполнения различных задач, включая обучение.
Применительно к задачам изучения иностранного языка PAN обеспечивает синхронизацию данных, доступ к мультимедийным ресурсам, доступ к интерактивным приложениям и играм, совместные проекты и обсуждения, персонализированное обучение, использование носимых устройств. Таким образом, Personal Area Network (PAN) предоставляет учащимся мощные инструменты для организации и оптимизации процесса изучения иностранного языка, делая его более удобным, интерактивным и эффективным.

Создание коворкинга в общеобразовательной организации для изучения английского языка помогает нивелировать негативные аспекты унификации образовательных программ, компенсировать недостаточность пространственно-предметной среды и создать условия для реализации образовательной триады «урок-внеурочная деятельность-самообразование». Коворкинг формирует англоязычную пространственно-предметную среду, обеспечивает коммуникационную инфраструктуру и позволяет реализовать невозможные для традиционного урока виды деятельности.

Литература:
1.Артюхин Я. Н. "Коворкинг" как пример акмеологической среды / Я. Н. Артюхин // Акмеология. - 2013. - № 1. - С. 135-136
2.Гопало, А. В. Основные проблемы в преподавании иностранного языка в современной школе 2024 года в условиях ФГОС / А. В. Гопало. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 393-397. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113799/ (дата обращения: 10.02.2025).
3.Иванова А. Е. Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить // Манн, Иванов и Фербер. – 2019 стр. 256
ISBN 978-5-00146-144-9, 978-5-00169-202-7
4.Имакаев В. Р. Стандартизация общего образования тормозит его развитие // Народное образование. 2019. №5 (1476). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/standartizatsiya-obschego-obrazovaniya-tormozit-ego-razvitie (дата обращения: 19.02.2025).
5.Кадралиева Н.Т, Крыжановская Г.В. // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии: материалы XIII Международной научно-практической конференции, Астрахань, 21–22 мая 2021 года. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2021. – С. 168-170. – EDN XZEEJP.
6.Макарова Н. В., Шапиро К. В. Методика организации внеурочной деятельности средствами школьной информатики //Перспективы науки. – 2019. – №. 11. – С. 117-120.
7.Результаты всероссийских проверочных работ обучающихся 7 классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан URL: https://rcmko.ru/wp-content/uploads/2022/01/Informatsionno-statisticheskij-sbornik-po-itogam-provedeniya-Vserossijskih-proverochnyh-rabot-obuchayushhihsya-7-klassov-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-Respubliki-Tatarstan.pdf (дата обращения: 19.02.2025)
8.Формирование инновационной образовательной среды школы средствами дополненной ивиртуальной реальности // Методические рекомендации «Формирование инновационной образовательной среды школы средствами дополненной и виртуальной реальности» / под ред. Шапиро К. В. – СПб: ГБОУ СОШ № 17 Василеостровского района Санкт-Петербурга, 2023. – 106 с.
9.Шапиро К. В., Григорьева Т. И. Миграция школьных учебно-методических комплексов в цифровую образовательную среду.Алгоритмы трансформации и пути развития/ Эффективные модели и практики воспитательной и просветительской деятельности : сборник научных материалов международного форума «Евразийский образовательный диалог» [18-19 апреля 2024]. – В 2-х ч. – Часть 2 / под науч. ред. А. В. Золотаревой, И. Ю. Тархановой, И. В. Серафимович. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2024. – 183 с. ISBN 978-5-00089-752-2, 978-5-00089-754-6 (Часть 2)
10. Шапиро К. В., Макарова Н. В. Персонализация образовательного маршрута, обучающегося в многомерном пространстве школьной информатики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 2. – С. 44–62. DOI: 10.35231/18186653_2024_2_44. EDN: VIIAQO Shapiro, K. V., Makarova, N. V. (2024)
11. Юрковская Г.И., Ведерникова Е.А., Смирнов Е.Н. Сильные и слабые стороны коворкинга / Юрковская Г.И., Ведерникова Е.А., Смирнов Е.Н. [Электронный ресурс] // Сyberleninka: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/silnye-i-slabye-storony-kovorkinga (дата обращения: 20.12.2024).

ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda