СЕКЦИЯ
Искусственный интеллект и технологии на основе данных в образовании

Скворцов Р.Е.,

Павлова Т.Б.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Разработка интерактивного электронного ресурса для обучения педагогов эффективному промптингу

В статье рассматривается разработка интерактивного ресурса для обучения педагогов составлению эффективных запросов к нейросетям как способ оптимизации решения отдельных профессиональных задач. Анализ результатов опроса и тестирования студентов педагогического вуза, содержания доступных образовательных ресурсов выявил необходимость создания практико-ориентированного цифрового образовательного продукта с содержательными модулями, тренажёрами, автоматической оценкой промптов и коллективными аналитическими сессиями.

Skvortsov R.E.,

Pavlova T.B.

Herzen State Pedagogical University of Russia,

St. Petersburg

Development of an interactive electronic resource for training teachers in effective prompting

The article discusses the development of an interactive resource for training educators in creating effective prompts for neural networks as a way to optimize the solution of specific professional tasks. An analysis of the survey and testing results of students at a pedagogical university, as well as a review of available educational resources, revealed the need to create a practice-oriented digital educational product featuring content modules, simulators, automatic prompt evaluation, and collaborative analytical sessions.
В условиях активного внедрения искусственного интеллекта и больших языковых моделей (LLM) в повседневную жизнь и образование, педагоги сталкиваются с необходимостью приобретать новые умения и навыки. Эффективное взаимодействие с LLM не только позволяет автоматизировать рутинные процессы, такие как проверка домашних заданий, генерация заданий, поиск материалов и актуализация учебных программ, но и открывает новые возможности для индивидуализации обучения. Содержание исследований, отраженных в работах [1; 2; 3, 4] демонстрируют как стремительно меняется образовательная сфера под влиянием искусственного интеллекта (далее ИИ), в частности какую роль в образовательном взаимодействии могут играть генеративные нейросети. Все это определяет значимость для педагогов освоения новых навыков грамотного составления запросов (промптов) для продуктивного использования нейросетевых инструментов.
Для выявления уровня готовности будущих педагогов к внедрению генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в образовательный процесс были проведены опрос и тест, в которых приняли участие студенты 1–3 курсов РГПУ им. А. И. Герцена. Основная цель опроса заключалась в определении степени знакомства респондентов с языковыми моделями, оценке их заинтересованности в освоении промптинга и выявлении потенциальных барьеров на пути освоения технологии. Участников опроса просили указать предмет или предметы, которые они ведут или планируют вести, чтобы определить наличие связи между возможностями нейросетей и потенциальными сферами их применения в образовательном процессе.
Все участники опроса подтвердили наличие некоторого опыта работы с большими языковыми моделями. Почти все участники высоко оценили потенциальную пользу навыков работы с большими языковыми моделями для педагогической практики, хотя в отдельных случаях ответы варьировались, что могло свидетельствовать об индивидуальном скептицизме или недостатке практического опыта.
Анализ результатов опроса показал, что уровень заинтересованности в освоении технологий ГИИ варьировался в широком диапазоне, от 2 до 5 баллов. При этом большинство респондентов оценили свой интерес на уровне 4–5 баллов (89% респондентов). Представители гуманитарных направлений подготовки в основном дали оценку 4 (74%), тогда как 89% респондентов, ориентированных на естественно-научный профиль, выбрали оценку 5.
На рис. 1. приведена диаграмма, показывающая оценку участниками опроса успешности их взаимодействия с языковыми моделями:

Рис. 1 - Успешность запросов к LLM у респондентов


На диаграмме видно, что более половины респондентов не всегда получают нужные результаты, что может указывать на необходимость дополнительной подготовки к написанию промптов.
На рис. 2. продемонстрированы преобладающие затруднения во взаимодействии участников опроса с нейросетями.

Рис. 2 - Проблемы при работе с нейросетями


Почти 35% участников опроса осознают, что им сложно сформулировать запрос, который приведет к желаемому результату.
Одной из задач анализа результатов опроса было соотнесение затруднений в формулировании запросов с другими проблемами взаимодействия с нейросетями. В частности, была выявлена выраженная связь между сложностями в формулировке запросов с проблемой неточных ответов нейросети (хи-квадрат Пирсона = 4,79, p < 0.05), что также явно можно наблюдать на Рисунке 3.

Рис. 3 - Связь между неточными ответами и сложностью в формулировке запросов


Тестирование, включавшее вопросы о правилах формулирования промптов и оценивание примеров запросов, выявило среднюю (по шкале Чеддока) корреляцию между пониманием правил и способностью выбрать пример оптимального промпта (коэффициент корреляции ≈ 0,68). Около 30% участников выполнили тест из 10 вопросов с 3-мя и более ошибками. Из анализа тестовых заданий видно, что наиболее частыми ошибками являются недостаточная конкретизация цели запроса, отсутствие структурированности исходной информации и трудности в корректном оформлении запроса.
Несмотря на рост популярности курсов, направленных на освоение технологий ГИИ, в русскоязычном образовательном пространстве наблюдается дефицит систематизированных программ, ориентированных именно на педагогов. Большинство доступных программ, например курс Высшей школы экономики «Введение в промпт-инжиниринг» [5] или курс повышения квалификации от Яндекс.Учебника «Использование инструментов искусственного интеллекта в педагогической практике» [6], сосредоточены на теоретических аспектах работы языковых моделей, оставляя практическую составляющую на периферии внимания.
Таким образом, наличие выраженного запроса будущих педагогов на формирование профессионально-значимых навыков работы с нейросетями и анализ существующих тематических ресурсов обусловили предмет проводимого исследования: разработка интерактивного образовательного ресурса, направленного на формирование умений составлять запросы к нейросетям как способ оптимизации решения отдельных задач педагога.
Реализация данной идеи предполагает кроме создания учебного курса в LMS Moodle, организацию коллективных аналитических сессий и разработку методик автоматической оценки запросов (уже реализуется, при проверке входного теста). Такой комплексный подход позволит будущему педагогу не только приобрести практический навык эффективного промптинга, но и получить конкретные рекомендации для интеграции ИИ в образовательный процесс.
Особенностью разрабатываемого ресурса является использование ГИИ-инструментов не только как объекта освоения, но и как ассистента в обучении (благодаря интерактивной помощи в улучшении качества запросов). В проекте задействован функционал помощника «Истра», разработанного Сбер Университетом. Платформа «Истра» интегрирована в мессенджер Telegram, что обеспечивает оперативный доступ пользователей к интерактивным образовательным материалам, направленным на освоение навыков работы с генеративными моделями. Помимо образовательных модулей, Истра включает тренажёр по составлению промптов, что позволяет пользователям совершенствовать навыки формулирования корректных запросов. Ассистент поддерживает как текстовый, так и голосовой режим общения, «предоставляя возможность отправлять и получать голосовые сообщения с автоматической расшифровкой, что расширяет коммуникационные возможности и снижает вероятность ошибок при передаче информации» [7].
Анализ возможностей данного чат-бота показал, что существующая функция добавления ГИИ-помощника в групповой чат позволит участникам курса видеть запросы друг друга и обмениваться обратной связью. Предполагается проверить на практике, насколько продуктивно такое коллективное взаимодействие будет способствовать выявлению типичных ошибок при формировании запросов и их последующей корректировке.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о высокой мотивации студентов-педагогов к освоению новых ИИ-технологий и использованию ГИИ-инструментов в качестве помощников в преподавании. Полученные данные подтверждают, что у студентов имеется определенный практический опыт работы с большими языковыми моделями, но при этом результаты теста и мнение респондентов демонстрируют наличие существенных затруднений в составлении эффективных запросов. Эти результаты подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования методов обучения работе с ИИ-инструментами. В этом контексте создание интерактивного образовательного ресурса, предусматривающего коллективный обмен опытом, проведение аналитических сессий и интеграцию современных цифровых технологий, представляется важным шагом для адаптации образовательного процесса к требованиям цифровизации.

Литература:
  1. Рего Григорий Эйнович, Рего Елизавета Викторовна Использование технологий искусственного интеллекта для решения проблемы индивидуализации образования // SAF. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-dlya-resheniya-problemy-individualizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 07.02.2025).
  2. Рего Григорий Эйнович, Рего Елизавета Викторовна Совершенствование навыков аудирования в английском языке с применением технологий искусственного интеллекта // SAF. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-navykov-audirovaniya-v-angliyskom-yazyke-s-primeneniem-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 07.02.2025).
  3. Резаев Андрей Владимирович, Степанов Александр Михайлович, Трегубова Наталья Дамировна Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-epohu-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 07.02.2025).
  4. Носкова, Т. Н. Ценности цифровой образовательной среды и задачи воспитания / Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: Материалы VIII Международной научной конференции. В 4-х частях, Красноярск, 24–27 сентября 2024 года. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2024. – С. 111-114. – EDN CQAUXF.
  5. НИУ ВШЭ. Введение в промпт-инжиниринг [Электронный ресурс]. URL: https://academika.ru/course/hse-prompt-engineering/ (дата обращения: 07.02.2025).
  6. Яндекс.Образование [Электронный ресурс]. URL: https://edu.yandex.ru (дата обращения: 07.02.2025).
  7. Трансформация корпоративного образования: интервью с Александром Шаталовым [Электронный ресурс] // СберУниверситет. URL: https://sberuniversity.ru/news/Transformatsiya-korporativnogo-obrazovaniya-intervyu-s-Aleksandrom-SHatalovym-/ (дата обращения: 07.02.2025).
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda