Рис. 3 - Связь между неточными ответами и сложностью в формулировке запросов
Тестирование, включавшее вопросы о правилах формулирования промптов и оценивание примеров запросов, выявило среднюю (по шкале Чеддока) корреляцию между пониманием правил и способностью выбрать пример оптимального промпта (коэффициент корреляции ≈ 0,68). Около 30% участников выполнили тест из 10 вопросов с 3-мя и более ошибками. Из анализа тестовых заданий видно, что наиболее частыми ошибками являются недостаточная конкретизация цели запроса, отсутствие структурированности исходной информации и трудности в корректном оформлении запроса.
Несмотря на рост популярности курсов, направленных на освоение технологий ГИИ, в русскоязычном образовательном пространстве наблюдается дефицит систематизированных программ, ориентированных именно на педагогов. Большинство доступных программ, например курс Высшей школы экономики «Введение в промпт-инжиниринг» [5] или курс повышения квалификации от Яндекс.Учебника «Использование инструментов искусственного интеллекта в педагогической практике» [6], сосредоточены на теоретических аспектах работы языковых моделей, оставляя практическую составляющую на периферии внимания.
Таким образом, наличие выраженного запроса будущих педагогов на формирование профессионально-значимых навыков работы с нейросетями и анализ существующих тематических ресурсов обусловили предмет проводимого исследования: разработка интерактивного образовательного ресурса, направленного на формирование умений составлять запросы к нейросетям как способ оптимизации решения отдельных задач педагога.
Реализация данной идеи предполагает кроме создания учебного курса в LMS Moodle, организацию коллективных аналитических сессий и разработку методик автоматической оценки запросов (уже реализуется, при проверке входного теста). Такой комплексный подход позволит будущему педагогу не только приобрести практический навык эффективного промптинга, но и получить конкретные рекомендации для интеграции ИИ в образовательный процесс.
Особенностью разрабатываемого ресурса является использование ГИИ-инструментов не только как объекта освоения, но и как ассистента в обучении (благодаря интерактивной помощи в улучшении качества запросов). В проекте задействован функционал помощника «Истра», разработанного Сбер Университетом. Платформа «Истра» интегрирована в мессенджер Telegram, что обеспечивает оперативный доступ пользователей к интерактивным образовательным материалам, направленным на освоение навыков работы с генеративными моделями. Помимо образовательных модулей, Истра включает тренажёр по составлению промптов, что позволяет пользователям совершенствовать навыки формулирования корректных запросов. Ассистент поддерживает как текстовый, так и голосовой режим общения, «предоставляя возможность отправлять и получать голосовые сообщения с автоматической расшифровкой, что расширяет коммуникационные возможности и снижает вероятность ошибок при передаче информации» [7].
Анализ возможностей данного чат-бота показал, что существующая функция добавления ГИИ-помощника в групповой чат позволит участникам курса видеть запросы друг друга и обмениваться обратной связью. Предполагается проверить на практике, насколько продуктивно такое коллективное взаимодействие будет способствовать выявлению типичных ошибок при формировании запросов и их последующей корректировке.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о высокой мотивации студентов-педагогов к освоению новых ИИ-технологий и использованию ГИИ-инструментов в качестве помощников в преподавании. Полученные данные подтверждают, что у студентов имеется определенный практический опыт работы с большими языковыми моделями, но при этом результаты теста и мнение респондентов демонстрируют наличие существенных затруднений в составлении эффективных запросов. Эти результаты подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования методов обучения работе с ИИ-инструментами. В этом контексте создание интерактивного образовательного ресурса, предусматривающего коллективный обмен опытом, проведение аналитических сессий и интеграцию современных цифровых технологий, представляется важным шагом для адаптации образовательного процесса к требованиям цифровизации.
Литература:- Рего Григорий Эйнович, Рего Елизавета Викторовна Использование технологий искусственного интеллекта для решения проблемы индивидуализации образования // SAF. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-dlya-resheniya-problemy-individualizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 07.02.2025).
- Рего Григорий Эйнович, Рего Елизавета Викторовна Совершенствование навыков аудирования в английском языке с применением технологий искусственного интеллекта // SAF. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-navykov-audirovaniya-v-angliyskom-yazyke-s-primeneniem-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 07.02.2025).
- Резаев Андрей Владимирович, Степанов Александр Михайлович, Трегубова Наталья Дамировна Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-epohu-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 07.02.2025).
- Носкова, Т. Н. Ценности цифровой образовательной среды и задачи воспитания / Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: Материалы VIII Международной научной конференции. В 4-х частях, Красноярск, 24–27 сентября 2024 года. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2024. – С. 111-114. – EDN CQAUXF.
- НИУ ВШЭ. Введение в промпт-инжиниринг [Электронный ресурс]. URL: https://academika.ru/course/hse-prompt-engineering/ (дата обращения: 07.02.2025).
- Яндекс.Образование [Электронный ресурс]. URL: https://edu.yandex.ru (дата обращения: 07.02.2025).
- Трансформация корпоративного образования: интервью с Александром Шаталовым [Электронный ресурс] // СберУниверситет. URL: https://sberuniversity.ru/news/Transformatsiya-korporativnogo-obrazovaniya-intervyu-s-Aleksandrom-SHatalovym-/ (дата обращения: 07.02.2025).