СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Степаненко Е.Б.

заместитель директора ГБУ ДПО

«СПбЦОКОиИТ»

г. Санкт-Петербург

Формы и механизмы реализации сетевого наставничества в цифровой образовательной среде

В статье анализируются причины низкой эффективности сетевого взаимодействия педагогов в цифровой образовательной среде, даётся обзор существующих практик, описываются примеры эффективной реализации практик сетевого наставничества в цифровой образовательной среде.

Stepanenko E.B.

associate Director of

St. Petersburg Center for Education

and Information Technology

Quality Assessment

Forms and mechanisms of implementation of network mentoring in the digital educational environment

The article analyzes the reasons for the low efficiency of network interaction between teachers in the digital educational environment,provides an overview of existing practices, and describes examples of effective implementation of network mentoring practices in a digital educational environment.
Российская система общего образования в начале XXI века столкнулась с серьёзными вызовами, требующими перестройки всей системы профессионального роста педагогов. Параллельное развитие процессов информатизации образования и внедрения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) существенно изменило систему требований к профессиональной подготовке педагога. Процессы информатизации образования и внедрение ФГОС оказались тесно взаимосвязанными и взаимно усиливающими друг друга. Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс с целью повышения его эффективности и доступности привело к необходимости развития общепедагогических профессиональных компетенций, обеспечивающих квалифицированное использование педагогами компьютеров, интернета, электронных учебников, онлайн-платформ и других цифровых инструментов для обучения и управления образовательным процессом. Взаимообусловленность процессов информатизации и внедрения ФГОС поставила перед системой образования следующие задачи [7]:
  • использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов,
  • организация дистанционного обучения и удаленной коммуникации субъектов образования,
  • автоматизация управления образованием.
Информационно-образовательная среда образовательной организации, в процессе решения данных задач, трансформировалась в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС), функционирование в которой требует от субъектов высокого уровня развития цифровых компетенций и их непрерывного совершенствования [8, 6]. Эволюция средств и технологий ЭИОС и, в целом, цифровой образовательной среды, определяет высокий темп и непрерывность совершенствования профессиональных компетенций педагога, одновременно с этим предоставляя и новые возможности для их развития [1].
Вместе с тем исследователи [2] отмечают недостаточный для эффективного функционирования в ЦОС уровень развития цифровых компетенций. Широкий спектр причин такого явления в обобщенном виде можно представить следующим образом:
  • цифровой разрыв между скоростью эволюции ЦОС и уровнем развития цифровых компетенций педагогов
  • отсутствие со-направленности развития ЦОС и методической системы школьного образования
  • приоритет технологических возможностей информационных систем и ресурсов ЦОС над школьной дидактикой,
  • консервативность педагогической профессии.
В нашей статье мы ограничимся рассмотрением лишь нескольких причин, обуславливающих низкую эффективность взаимодействия педагогов в цифровой образовательной среде:
  • отсутствие отлаженных под задачи взаимодействия информационных систем,
  • неразвитость у педагогов компетенций soft skills. И как следствие неготовность к перестройке профессиональной деятельности в новых условиях,
  • отсутствие необходимых цифровых компетенций [6]
  • слабая проработанность методик синхронного и асинхронного удаленного взаимодействия по модели «педагог-педагог».
Функционал информационных систем и ресурсов (ИСиР) ЦОС, на современном этапе её развития, ориентирован прежде всего на преподавательскую сторону работы педагога: ведение электронного журнала, доступ к электронным ресурсам, ведение отчётности и пр. Реализованные модели личных кабинетов педагогов не имеют инструментов для профессиональной межличностной коммуникации, организации групповой педагогической работы. Отсутствуют инструменты и системы для обеспечения работы школьных методических объединений, организации наставничества, обмена научными результатами. Учителям приходится самостоятельно придумывать механизмы реализации своих профессиональных потребностей средствами инструментов ЦОС. Такие «кустарные» механизмы зачастую не обладают высокой эффективность и требуют от педагога дополнительных усилий для их освоения. В то же время частая сменяемость цифровых инструментов требует от педагогов сформированности soft skills для быстрого переноса деятельности в новую информационную систему. Однако, как показывают исследования [2], учителя склонны к привыканию к конкретным программным средствам и ЦОР, и склонны саботировать смену технологии если это возможно. Это связано как с консервативностью профессии в целом, так и с невозможностью быстро получить квалифицированную помощь в освоении новых ИСиР. Отдельно следует сказать о том, что по мере эволюции ЦОС у педагогов снижается мотивация к её освоению, т.к. набор предлагаемых инструментов не покрывает всего спектра подлежащих автоматизации педагогических функций.
Следует отметить, что система повышения квалификации педагогов на наш взгляд не справляется с решением вышеописанных проблем. Курсы повышения квалификации чаще всего нацелены на изучение конкретных технологий, что только усиливает разрыв между уровнем развития ИСиР ЦОС и реальной практикой использования этих технологий для реализации всего многообразия педагогических функций.
Компенсировать вышеописанные издержки быстрой эволюции ЦОС, можно на наш взгляд, дополнив академическую систему повышения квалификации комплексом мероприятий формального и информального образования, основанную на технологиях наставничества. Говоря о технологиях наставничества, выделим следующие модели его реализации: модель «педагог-педагог», модель «образовательная организация – образовательная организация».
Рассмотрим следующие формы организации наставничества в цифровой образовательной среде:
  • тематические ассоциации поддержки педагогов,
  • коллективные интернет-ресурсы профессиональной направленности,
  • сетевое сотрудничество организаций в ЦОС,
  • неформальные образовательные мероприятия,
  • информальные образовательные мероприятия.
Тематические ассоциации поддержки педагогов. Подобные ассоциации могут создаваться для объединения педагогических и/или административных работников в целях достижения общих целей. Создание тематических ассоциаций позволяет организовать: целевое информирование, совместное хранение и использование ресурсов, коллективную проектную работу. Ярким примером тематической ассоциации, является «Школа руководителя», функционировавшая в Санкт-Петербурге с 2013 года в течение десяти лет [5]. Данная тематическая ассоциация объединяла руководителей и заместителей руководителей школ и детских садов, активно участвовавших в развитии цифровой образовательной среды. Основными направлениями работы «Школы руководителей» стали: совместная разработка локальных нормативных актов, регламентирующих информатизацию ОО; организация региональных мероприятий по диссеминации опыта в сфере цифровой трансформации; определение перспективных тем инновационной деятельности; общественная экспертиза уровня информатизации образовательных организаций; общественная экспертиза инновационных продуктов, разрабатываемых региональными инновационными площадками.
Коллективные интернет-ресурсы профессиональной направленности объединяют педагогических работников для создания и наполнения общего ресурса для последующего совместного использования. В качестве примера коллективного интернет-ресурса профессиональной направленности мы можем привести опыт образовательных организаций Санкт-Петербурга по созданию совместной авторской онлайн-платформы для работы с дополненной реальностью в образовании [4, 6]. Авторская онлайн-платформа для работы с дополненной реальностью в образовании «Учись! Играй! Дополняй!» объединила 50 участников из разных образовательных организаций России для создания и совместного использования банка дидактических игр для дошкольников и младших школьников. Создание коллективных интернет-ресурсов позволяет участникам проекта расширять содержание компетенций по использованию конкретных технологий, мультиплицировать использование ресурсов и осуществить синергию эффективных решений. Коллективные интернет-ресурсы профессиональной направленности можно рассматривать как эффективный способ взаимного развития компетенций.
Сетевое сотрудничество на уровне образовательных организаций по вопросам эффективного функционирования в ЦОС может быть организовано в формате ассоциаций. Одним из успешных примеров является деятельность региональной ассоциации наставников «Детский сад – детскому саду». В рамках ассоциации объединились 48 участников, представляющие дошкольные образовательные организации Санкт-Петербурга. Миссия ассоциации — содействовать процессу цифровой трансформации в ДОО. В рамках деятельности ассоциации организуется наставничество детских садов друг над другом в целях внедрения лучших цифровых педагогических и управленческих практик, развития института наставничества в ДОО Санкт-Петербурга, организации межрегионального взаимодействия [3].
Одним из эффективных механизмов компенсации недостатков академической системы повышения квалификации является организация на уровне региона системы неформальных образовательных мероприятий, посвященных конкретному направлению деятельности. Такая форма организации наставничества на протяжении ряда лет успешно реализуется ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ» в нескольких различных форматах, в том числе с использованием возможностей ЦОС:
  • цикл образовательных встреч «Школа цифровых советов»,
  • постоянно — действующий вебинар «Интенсив study»,
  • постоянно — действующий городской семинар «Мастерская творческого педагога».
По сути, такая система мероприятий является одним из вариантов реверсивного наставничества. В ходе такого наставничества лидеры образования получают возможность взаимного обмена опытом.
Как ещё одну форму организации наставничества можно рассматривать систему информальных образовательных мероприятий: фестивали, конкурсы и т.п. В рамках таких мероприятий лидеры образования получают возможность продемонстрировать не только систему работы, но и локальные достижения в деле освоения ИСиР. Система информальных образовательных мероприятий выступает своеобразным компенсаторным механизмом, позволяющим заполнить компетентностные пробелы.

Выводы. Развитие ЦОС ставит перед педагогом непростую задачу поддержания актуального уровня цифровых компетенций. Быстрые темпы совершенствования ИСиР делают невозможным этот процесс в рамках академической модели повышения квалификации. Эффективной стратегией для компенсации разрыва между скоростью развития технологий и уровнем компетентности педагогов может стать система наставничества, реализуемая в следующих форматах: тематические ассоциации поддержки педагогов, коллективные интернет-ресурсы профессиональной направленности, сетевое сотрудничество организаций в ЦОС, неформальные образовательные мероприятия, информальные образовательные мероприятия.
Комплексный подход к организации наставничества в ЦОС позволяет выстроить эффективную систему профессионального развития педагога.

Литература:
  1. Базаржапова Т.Ж. Модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия // Вестник БГУ. 2012. Том 3. C. 7- 12.
  2. Бороненко Т. А. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды школы / Т. А. Бороненко, В. С. Федотова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2021. – Т. 27, № 1. – С. 51-61. – DOI 10.18287/2542-0445-2021-27-1-51-61. – EDN TCJMMS.
  3. Итоги работы ассоциации наставников «Детский сад — детскому саду» за 2023–2024 учебный год / Сост. Е. Я. Твердохлебова, Т. Ю. Иванова / Под ред. З. Ю. Смирновой. – СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2024. – 54 с.
  4. Корниенко Т. В. Организация игровой деятельности дошкольников и младших школьников с использованием технологии мобильного обучения с элементами дополненной реальности / Т. В. Корниенко, А. А. Потапов // Повышение качества подготовки педагогических кадров: Проблемы. Инновационные технологии. Опыт: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Владикавказ, 19–20 декабря 2018 года / Под общей редакцией Ж.Х. Баскаевой. – Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2019. – С. 324-328. – EDN RZGDBM.
  5. Лазыкина Т. В. Самоорганизация образовательных учреждений в условиях информатизации образования / Т. В. Лазыкина // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2017. – № 1(35). – С. 56-61. – EDN YSRHVR.
  6. Лебедева А.В Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях развития инклюзивной практики
  7. Сборник докладов/материалов: Лаптев В.В., Носкова Т.Н., Беляева Л.Н., Гавронская Ю.Ю., Пиотровская К.Р., Высокотехнологичная информационная образовательная среда., Сборник статей международной научно-практической конференции Под редакцией академика РАО В.В. Лаптева Россия, г. Санкт-Петербург, 12-13 мая 2015 года., ООО «Книжный дом», Санкт-Петербург, 2015.
  8. Шапиро К. В., Капасина Д. К. Интернет‐ресурс педагога – эффективный инструмент профессиональной коммуникации / Шапиро Константин Вячеславович, Капасина Дарья Александровна // Журнал «Инновационные ресурсы образования», Выпуск No 11/ 2023 Часть 1, — СПб.: АНОО «Институт развития образования», 2023. — 259 с., стр. 24-29
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda