СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Тумалев А. В.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Цифровые образовательные практики как объект исследования

В статье рассматриваются основы организации исследовательской деятельности магистрантов по направлению «Цифровая образовательная среда и цифровые технологии» в рамках изучения конкретной дисциплины с целью успешного овладения цифровыми образовательными практиками.

Tumalev A.V.

HSPU

St. Petersburg, Russia

Digital educational practices as an object of research

The article discusses the basics of organizing research activities of undergraduates in the direction of “Digital educational environment and digital technologies” within the framework of studying a specific discipline with the aim of successfully mastering digital educational practices.
Актуальность вопросов, обсуждаемых в статье определена в силу текущего технологического прогресса необходимостью создания, оптимизации и трансформации цифровых образовательных сред, отвечающих потребностям и современному состоянию образовательного поля; необходимостью уделения особого внимания реализации гибких образовательных траекторий обучающихся. Потребность обобщения накапливаемого опыта образовательных практик студентов в цифровой образовательной среде в сложившейся системе, когда цифровые технологии уже стали одним из базовых аспектов реализации государственных национальных проектов. Исследование основано на положениях социологии цифрового общества о влиянии цифровых технологий на образовательные процессы. [4] Профессиональное владение и вовлечённость в цифровые образовательные практики сегодня актуальны для магистрантов по любой программе направления 44.04.01 «Педагогическое образование». В данной статье будет представлено как реализуется эта задача при изучении дисциплины «Исследование психолого-педагогического потенциала игровых и мобильных технологий» модуля «Исследовательская деятельность в цифровой среде». Его содержание направлено на подготовку лидеров в области цифрового образования и исследователей в области развития цифровых образовательных сред, способных использовать и исследовать цифровые образовательные практики, применять передовые технологии в образовательной деятельности, в том числе мобильные и иммерсивные технологии. Само название модуля и курса определило необходимость отойти от традиционной формы преподнесения материала и посмотреть на возможность использовать методологию обучения через исследование.
Одной из популярных форм организации учебного процесса на сегодняшний день стало «исследование», а именно исследовательский метод, учебно-исследовательская деятельность. Цель, которую ставили перед собой учёные, сформулировавшие первые идеи исследовательского метода в самостоятельном получении учениками новых знаний через самостоятельный поиск неизвестного и через открытие, на современном этапе не меняется, но возникают изменения самого поля её достижения. Преимущества и возможности, как существующие, так и потенциальные уже не оспоримы, а индивидуализация, как по субъекту, так и по траектории в совокупности с широчайшим информационным потенциалом и инструментарием в полной мере приводит к достижению глубинного понимания изучаемого предмета и области на фоне развития кроссфункциональных навыков и критического мышления.
Основные идеи метода появились в педагогике в XIX веке. Тогда были сформулированы общие идеи метода с разными названиями: эвристические, лабораторно-эвристические, опытно-испытательные, метод лабораторных уроков, естественно-научные, исследовательскими принципами и прочее. Конструктивистские теории обучения Ж. Пиаже, Д. Дьюи, Л.С. Выготского и других лежат в основе философии «обучения через исследование». Соответственно мы и рассматриваем «конструктивизм» в конкретной учебной ситуации и работе с магистрантами, как самостоятельное накопление информации, использование личного и личного социального опыта, и дальнейшее принятие решений именно на этой основе. Дьюи в своих работах обосновывал теорию и подходы педагогики обучения через опыт [6], где именно активная позиция учащихся в получении своего учебного опыта и его «проживание» обуславливает смысл для каждого в отдельности. В практическом разделе обучение «через открытия» позволяет взаимодействовать с содержанием на эмоциональном подъёме, с особенным интересом, что делает и сотрудничество между обучающимися в ходе исследования более многосторонним, при этом путь к смыслу является основой. Обучение через исследование и проектное обучение, которое в системе технологий высшего образования стоит на твёрдой позиции [3] могут сравниваться, но исходя из подробных описаний подходов, таких как «циклическая модель» (Спроси – Изучи – Создай – Обсуди – Обдумай); «практическая модель» и других можно чётко развести процессы по целеполаганию и по процессу. Базируясь в практике на методологии и методике «INQUIRY-BASED LEARNING» – IBL-обучение, выходим на конкретные рабочие аспекты: определение стратегий эффективного обучения через исследование; как корректно формулировать вопросы в предложенной системе ценностей; постановка вопроса, поиск доказательств, креативное решение задач с точки зрения магистранта – каким образом поддерживаем и учитываем; как логично оказывать магистрантам поддержку в движении от проблемного вопроса к критическому анализу, а в итоге глубокому пониманию.
В данном исследовании в течение 4-х циклов изучения дисциплины поиск повышения результативности организации исследовательской деятельности обучаемых осуществлялся в ходе организации самостоятельной исследовательской деятельности посредством выделения индивидуальных заданий для магистрантов с целью поиска ответов на глобальные вопросы относительно мобильных и игровых технологий в трансформация образовательной среды: как влияют указанные технологии на образовательную среду(?), расширяют ее возможности или приводят к структурной трансформации(?), смогут и стоит ли рассматривать вопрос о том, что мобильные решения в недалёком будущем существенно заменят традиционные (на базе ПК) и, в целом, стоит ли разделять данные сущности или рассматривать как взаимозаменяемые, трансформируемые, дополняющие друг друга(?).
Параллельно в данном исследовании выкристаллизовывалось в виде формирования трансферзон психологии и педагогики, инноватики и цифровых технологий в педагогических системах обучения методологическое обеспечение дисциплины, профессиональной деятельности всех субъектов процесса. Можно говорить о состоявшейся апробации на базе деятельностного подхода с конкретным учебно-методическим комплектом при работе с целым рядом открытых данных: научных; государственных; статистических; учебных и т.д. [2]
Перечислим темы и их краткое содержание в соответствии с программой (автор Тумалев А.В.), которые были рассмотрены в рамках теоретического обучения. Мобильное обучение как тренд в образовании. Понятийный аппарат дисциплины. Образование 4.0: От электронного обучения (e-learning) к мобильному обучению (m-learning). Правовые основы мобильного обучения. Технические и технологические аспекты мобильного обучения. Психолого-педагогические особенности и возможности использования мобильных технологий в образовательном процессе.
Мобильные приложения в образовательной среде. Мобильные справочные приложения. Мобильные коммуникационные приложения. Мобильный формат проблемно-поисковых и исследовательских задач. Мобильные тесты и упражнения. Мобильные подкасты и видеокасты для обеспечения мультимедийной поддержки образовательной практики. Мобильная система опроса SRS и тестирования PeLe. Мобильные приложения для организации игр и викторин. Смартфон для инженерных измерений, GPS-игры. Приложения дополненной реальности. Учебная динамическая программа курса по дисциплине на мобильной платформе. Геймификация образовательной среды.
Организация деятельности магистрантов с использованием общедоступных мобильных технологий. Мобильные технологии в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Мобильные технологии в организации коллаборативного взаимодействия участников образовательного процесса. Мобильные технологии во внеаудиторном образовании. Мобильные технологии с элементами дополненной реальности. Проектирование учебного цифрового содержания с элементами дополненной реальности. Мобильный контроль знаний, диагностика и оценка качества образовательного процесса. Границы применимости мобильных и игровых технологий.
В ходе практических занятий на основе анализа исследований проблем использования мобильных и игровых технологий в образовании [1] предлагались и формулировались наиболее значимые элементы, предполагающие проведение исследовательской работы прежде всего в различных информационно-ресурсных базах, в своё время представленные и исследованные создателями курса [5]. Приведем несколько, сформулированных магистрантами.
  • Различаются ли психолого-педагогические подходы к использованию мобильных технологий в образовательной практике общего, среднего профессионального и высшего образования?
  • Какие возможности (преимущества) и ограничения (проблемы) использования мобильных технологий в обучении могут определять административные решения по внедрение этих образовательных практик в общее (высшее) образование?
  • В чем заключается специфика мобильного формата проблемно-поисковых и исследовательских задач? Предложите варианты заданий на использование встроенных датчиков мобильного устройства с необходимыми приложениями для решения различных учебных ситуаций.
  • Какие эффекты для освоения образовательных практик по использованию различных видов мобильных технологий и форм их использования в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся могут быть получены на основе их сравнительного анализа? И др.
Сформулированные магистрантами исследовательские аспекты, четко определяют основные направления исследований, позволяющих овладеть данными цифровыми образовательными практиками.
Задания для самостоятельной работы исследовательского характера, которые выполнялись при подготовке к практическим занятиям направлены на развитие более глубокого представления о проведении психолого-педагогических исследований в области использования игровых и мобильных технологий, выражения собственной позиции по отношению к изменениям цифровой среды обучения за счет включения мобильной составляющей, своего видения проблем и их решения.
  • Эссе на тему «Дополненная реальность – мобильная технология будущего?»
  • Обзор приложений дополненной реальности в различных предметных областях.
  • Анализ интерактивных форм мобильной обучающей среды.
  • Сравнительный анализ мобильных GPS приложений.
  • Выявление приемов использования технологии дополненной реальности в урочной и внеурочной деятельности.
  • Создание учебного цифрового содержания для мобильного обучения.
  • Описание специфики использования мобильных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
В рамках дискуссий по вопросам практических занятий определились темы индивидуальных исследований. За четыре года проведения данного курса можно выделить наиболее значимые темы для рассмотрения:
  1. .Мобильные технологии и игровые приложения в образовании как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций в философской и психолого-педагогической литературе.
  2. Анализ мобильных приложений образовательного типа, в том числе мобильных приложений справочного характера: словари, энциклопедии, поисковики и приложения для перевода, в связи с развитием рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
  3. Анализ мобильных сервисов для коммуникаций, а также инструментов обеспечивающих обратную связь с обучающимися, администрирующих учебный процесс.
  4. Мобильные подкасты и видеокасты для создания мультимедийных учебных материалов. Применение поисково-навигационных приложений geo-everything, geo-catching в проектной работе.
  5. Социальные практики использования портативной электроники студентами и др.
Итоговое обсуждение вопросов дисциплины, представление результатов исследований позволило магистрантам в полной мере понять преемственность «живых» исторически сложившихся образовательных и связанных игровых практик с современными технологическими, сформулировать две дополнительные функции, которые они готовы выполнять в своей профессиональной научно-исследовательской деятельности: эксперт в области цифровой трансформации образования, digital-аналитик в сфере образования. Магистранты отметили факт серьёзного различия исследовательского метода обучения и традиционного (где метод проектов используется в качестве познавательного инструмента); познавательную неалгоритмизируемость обучения, опирающегося на исследовательскую деятельность, что позволяет обоснованно предположить, что применение исследовательского метода позволяет формировать успешную систему обучения конкретным цифровым образовательным практикам, в данном случае мы говорим о мобильных и игровых технологиях.

Литература:
  1. Гордеева Н.О. Использование мобильных технологий в образовании: метаанализ российских исследований // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27704
  2. Избранные вопросы цифровой трансформации образования: монография / под ред. Л.Л. Босовой, Ю.В. Вайнштейн, В.В. Гриншкуна. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 188 с.
  3. Карпов А.И. Метод обучения в исследовательском образовании. // Школьные технологии. – №6, 2015. – С.19-35
  4. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровые об­разовательные практики студентов: практики и предпочтения // Филосо­фия образования. 2023. Т. 23, № 3. С. 106–125. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54619719
  5. Тумалев А.В, Тумалева Е.А. Психолого-педагогический потенциал мобильных технологий. // Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник трудов. Выпуск 8 / СПОИСУ. – СПб., 2020. С.440-445. ISBN 978-5-907223-87-5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48027176&pff=1
  6. Dewey J. How We Think, New York: Dover Publications, 1997, 224p.
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda