В мировой и отечественной образовательной практике достаточно активно развивается задача управления обучением студентов вуза на основе прогнозирования успешности обучения [1-4]. Накопленный опыт демонстрирует многообразие подходов, применяемых прогностических моделей и технологических средств. При этом можно заметить, что объединяет существующие исследования то, что в качестве источника данных цифрового следа обучающихся выступают электронные обучающие курсы (ЭОК), реализованные в цифровой среде вуза на базе систем управления обучением.
Но при этом единых подходов и критериев к их построению не существует, задача о том, каким должен быть ресурс для эффективного прогнозирования результатов обучения практически не решается, элементы дизайна таких курсов до сих пор не определены. Говоря о таких электронных обучающих курсах, мы считаем целесообразным использовать понятие
высокоточного электронного обучающего курса и понимать под ним образовательный ресурс, дизайн которого позволяет формировать цифровой след обучающихся, позволяющий осуществлять прогнозирование успешности обучения с высокой точностью.
Целью настоящей работы выступает выявление элементов дизайна высокоточных электронных обучающих курсов. Для этого авторами были проведены:
- анализ и выявление критериев высокоточных электронных обучающих курсов,
- анонимный опрос студентов и преподавателей,
- выявление элементов дизайна высокоточных электронных обучающих курсов.
В рамках анализа высокоточных электронных обучающих курсов, мы рассматривали результаты работы сервиса прогнозирования академической успеваемости «Пифия», функционирующего в Сибирском федеральном университете [4-6]. Пифия осуществляет прогнозирование успешности обучения студентов на основе данных электронных обучающих курсов по социально-гуманитарным, естественно-научным и специальным дисциплинам. Естественно, что точность прогнозирования по всем дисциплинам существенно различается. Нами для анализа были отобраны 55 электронных обучающих курсов, которые мы отнесли к высокоточным, так как точность прогноза по ним на 7 учебной неделе составила более 80 %.
Затем экспертным путем были сформулированы критерии к высокоточным электронным обучающим курсам, представленные в таблице.
Критерии высокоточных электронных обучающих курсов | Частота встречаемости, % |
1. наличие заданий с оцениванием преподавателем 2. или взаимооцениванием студентов | 89,1 |
3. обеспеченность автоматизированными 4. контрольно-измерительными материалами | 81,8 |
5. учет результатов аудиторной работы студентов 6. в электронном журнале | 71 |
7. наличие обратной связи от преподавателей | 70 |
8. введение дедлайнов и ограничений по попыткам выполнения заданий и тестов | 41,8 |
Выявленные критерии были учтены при разработке анкеты для опроса преподавателей и обучающихся. В анонимном опросе участвовали 117 студентов и 38 преподавателей.
Им было предложено 13 вопросов, среди которых 9 были вопросами с заранее предложенными вариантами ответов (одиночный или множественный выбор), а оставшиеся 4 вопроса предполагали свободный ответ. Некоторые примеры результатов опроса студентов и преподавателей относительно значимости выявленных критериев по шкале от 0 – не значимо, до 5 – значимо, представлены на рисунке 1.