В настоящее время цифровая трансформация современного общества активно развивается, что приводит к преобразованию различных аспектов существования социума благодаря появлению новых технологий обработки и генерации информации. Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2024 г. № 124) ставит задачу повысить качество образовательных результатов с помощью применения технологий ИИ [17]. В Дорожной карте развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект», утверждённой 10 октября 2019 года, рассматривается положительное влияние применения технологий ИИ как одного из компонентов прогрессивного развития социума [4]. В 2021 году на площадке Альянса в сфере ИИ был размещён Национальный кодекс этики использования искусственного интеллекта в РФ, устанавливающий общие стандарты и принципы поведения для руководства ими акторами [11].
Использование ресурсов нейросетей и ИИ в современном обществе также влияет на систему образования, где эти новые цифровые технологии могут применяться как инструментарий для решения разнообразных задач, одной из которых является профессиональный рост педагога. Н.А. Свердлова и Е.С. Орлова отмечают, что обучение является ведущей движущей силой познания, наиболее отчётливо демонстрирующей возможности применения информационных технологий. Они подчеркивают высокую степень внедрения информатизации в образовательную среду и актуальность влияния этих изменений на выбор методов преподавания [13].
В последние годы наблюдается новая тенденция: дети активно используют ресурсы нейросетей, опережая взрослых в освоении новых технологий. Они быстрее понимают функционал и охотнее изучают модные новинки в сфере IT. Нейросети и искусственный интеллект (ИИ) становятся принципиально новым источником получения информации, который их привлекает [16]. Исходя из того, что современные дети растут в социуме, где активно используются технологии ИИ, то для организации их обучения становится принципиально важным развивать умение распознавать этические аспекты ИИ и его предубеждения, а также надо учитывать то, что привлечение внимания к цифровой грамотности в сфере ИИ у детей является мерой, которая гарантирует достаточную подготовленность подрастающего поколения к ответственному и эффективному использованию новых технологий в настоящем и будущем времени [5].
Актуальность исследования влияния технологий ИИ на развитие системы образования, на примере деятельности детских садов Курортного района Санкт-Петербурга, обуславливается естественным проникновением этих технологий во все сферы жизни современного общества, в связи с чем происходит возникновение критической необходимости в сбалансированном внедрении этих цифровых ресурсов в текущую деятельность образовательных организаций.
Для проведения научного анализа уровня потребности применения технологий ИИ в повседневной работе детского сада, перед педагогами дошкольных образовательный организаций, являющимися участниками проектной деятельности, были поставлены следующие вопросы:
Какие технологии искусственного интеллекта вы используете в своей педагогической практике?
Как вы узнали о возможностях применения ИИ в образовательном процессе?
Какие цели вы ставите перед собой при использовании технологий ИИ в обучении детей?
Как вы интегрируете технологии ИИ в существующие образовательные программы и занятия?
Какую реакцию у детей вы наблюдали после использования технологий ИИ?
Получали ли вы специальное обучение или подготовку по использованию технологий ИИ в образовательном процессе?
С какими трудностями вы сталкиваетесь при внедрении технологий ИИ в свою работу?
Как вы видите развитие технологий ИИ в дошкольном образовании в ближайшие 5-10 лет?
По итогам анкетирования было выявлено следующее: педагоги дошкольных образовательных организаций используют технологии ИИ в своей работе, но уровень интенсивности и частоты использования варьируется. У педагогов есть определенные барьеры, а именно - финансовые ограничения и недостаток профессиональной подготовки, которые мешают более обширному применению ИИ. Педагоги замечают положительное влияние ИИ на процессы обучения и воспитания детей, однако для проведения более углублённого анализа потребуется дальнейшая оценка его эффективности, а сотрудничество и обмен опытом в педагогическом сообществе являются важными условиями для успешного и качественного внедрения цифровых технологий.
Целью статьи является раскрытие понятия технологий ИИ как нового источника информации, прочно внедряющегося во все сферы современной жизни, включая образование и привлекающего подрастающее поколение, с акцентом на необходимость использования этих цифровых ресурсов в системе образования РФ.
Концепция расширенной личности А.Л. Семёнова и К.Е. Зискина описывает восприятие человеческого сознания совместно с окружающим миром, включающим в себя различные цифровые средства и технологии, такие как смартфон, интернет, ИИ и прочие. Современные дети с раннего возраста имеют доступ к различным цифровым устройствам и интернет-ресурсам. Платформы, использующие нейросети, такие как обучающие приложения, игры и социальные сети, становятся частью их повседневной жизни [6]. По мнению Н. Джексона, ИИ владеет широким потенциалом для создания инновационных методов и образовательных приёмов в обучении, автор отмечает важность обеспечения доступности этих цифровых ресурсов для всех жителей планеты, вне зависимости от их происхождения и уровня образования, автор поддерживает образовательные методики, расширяющие возможности обучающихся за счёт представляемых им инструментов для улучшения условий по обеспечению доступности и персонализации. Что, в свою очередь, способствует созданию среды, в которой каждый ребёнок имеет реальные шансы добиться больших успехов [3].
Ф. Алкок утверждает, что развитие цифровых компетенций в сфере ИИ у обучающихся имеет особое значение при формировании у них навыков для жизни в мире, подверженном влиянию ИИ, а именно, развитию у детей критического мышления, чтобы они умели давать реальную оценку результатам работы этих цифровых систем [1]. Ц. Нань убеждён в повышении интереса у детей к получению новых знаний при помощи рассматриваемых цифровых сервисов [10]. Модель «Четырёх как» основывается на использовании детьми систематического метода для получения знаний о технологиях ИИ, а также выделяет детей как активных пользователей, которые имеют право голоса [7].
В последнее время наблюдается увеличение количества научных публикаций среди отечественных авторов и исследователей, раскрывающих тематику использования технологий ИИ детьми дошкольного возраста: ИИ как пространство для реализации новых возможностей, описывает И.М. Ахтямова [2], П.А. Курбонмамадов отмечает рост степени коммуникации и увеличение количества времени, затрачиваемого дошкольниками на использование ресурсов нейросетей и исуственного интеллекта [8]. Н.Н. Новик, О.П. Евсеева и Д.К. Зайцева в своём исследовании указывают на немаловажность такого аспекта как специальная подготовка педагогов для формирования у них компетенций по использованию нейросетей и ИИ в своей повседневной работе [12].
Практикующие педагоги отмечают, что нейросети и ИИ помогают им оптимизировать и индивидуализировать свою работу, что, в целом, экономит время и повышает мотивацию к выполнению заданий у детей дошкольного возраста [9].
Л.С. Илюшин и Н.А. Торпашева раскрывают возможности ИИ по снижению функциональной нагрузки педагогов для последующего использования ими высвободившегося времени на саморазвитие, творчество и дополнительный отдых. Авторы также выделяют развитие умения применять технологии ИИ в процессе взаимодействия с цифровой образовательной средой, как одно из направлений профессионального развития современного педагога [6].
В условиях современных реалий использование нейросетей и ИИ для решения различных профессиональных задач в сфере образования способствует лучшему пониманию потребности и интересов обучающихся, позволяет выявить наиболее эффективные методы обучения и воспитания, применяемые в работе. Поэтому педагог должен уметь обучать ребёнка грамотному и эффективному использованию этих источников, чтобы он мог извлечь из них максимальную пользу [8]. Педагогическому сообществу необходимо осознавать, что игнорирование текущих образовательных потребностей детей приводит к примитивному использованию новых цифровых ресурсов, сосредоточенному, в основном, на развлекательной составляющей. Соответственно, чтобы педагог смог научить, ему самому необходимо уметь пользоваться этими технологиями. Это и стало основой для создания наставнического проекта для педагогов дошкольных образовательных организаций «Генеративное творчество» в рамках деятельности ассоциации «Детский сад – детскому саду», при активной поддержке Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий (СПб ЦОКОИТ).
Подготовка к организации проектной деятельности была непростой, и мы столкнулись с определёнными трудностями. Первая из них — отсутствие ресурсного обеспечения, а именно - компетентных спикеров с обширными знаниями о мире нейросетей и ИИ. Но, благодаря поддержке СПб ЦОКОИТ, мы смогли раскрыть содержание заявленной тематики простым и доступным языком. К проведению вебинаров также подключились специальные приглашённые гости проекта, являющиеся экспертами в сфере IT и разработчиками этих новых цифровых решений.
Проектная деятельность организуется в формате дистанционного взаимодействия через цифровые ресурсы Сферума и разделяется на два основных блока: теоретический и практический. Теоретическая часть состоит из лекций-вебинаров, знакомящих педагогов с понятиями нейросетей и ИИ, их видами и способами применения в профессиональной деятельности, а также с особенностями составления качественного промпта. При освоении практической части педагоги изучают готовые конспекты занятий, сгенерированные ИИ, учатся выявлять характерные ошибки и риски, возникающие при использовании ресурсов нейросетей, а также создают собственные конспекты по заданной тематике и на свободную тему. Итоговым продуктом проектной деятельности является дополнительная образовательная программа «Генеративное творчество», применимая в работе с детьми от 6 до 7 лет, направленная на расширение их кругозора по тематике нейросетей и ИИ, знакомство с основами промпт-инжиниринга.
Вывод. Сегодня использование инструментария нейросетей и ИИ является перспективным направлением педагогической деятельности, применимым в различных видах и формах обучения, благодаря которому можно осуществлять моментальную оценку результатов, построить учебный график, опираясь на полученные ранее данные, организовать обратную связь со всеми участниками образовательной деятельности, ИИ умеет выступать в качестве виртуального помощника и многое другое, что в целом будет способствовать решению проблемы доступности образования и раскрытия максимальных способностей обучающихся.
ИИ и нейросети открывают новые перспективы и возможности как для детей, так и для педагогов, что, в целом, выглядит многообещающе. Мы активно используем нейросети для разработки свежих идей, создания контента для своих госпабликов, генерации изображений, сценариев праздничных мероприятий и многого другого, что позволяет оптимизировать рутинные рабочие процессы и предоставляет педагогам больше времени для «живого» общения с детьми. Эти инновационные образовательные инициативы помогают нашим детям развивать творческие способности в соответствии с требованиями современного мира, где цифровые технологии играют ключевую роль. Поэтому в детских садах этим технологиям уделяется особое внимание, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно в стремительно меняющемся цифровом мире.
Литература:1. Алкок Ф. Kids AI Interview Series: Филипп Алкок о роли ИИ в образовании // KidsAI Interview Series. – 2024. – URL:
https://kidsai.io/news/interviews/kidsai-interview-series-phillip-alcock-on-aisrole-in-education (Дата обращения: 27.05.2024).
2. Ахтямова И. М. Искусственный интеллект в образовании 21 века — пространство для новых возможностей преподавания / И. М. Ахтямова // Бюллетень науки и практики. — 2021. — Т. 7, № 2. — С. 330–338. — Режим доступа:
https://www.bulletennauki.ru/gallery/%D0%91%D0%9D%D0%9F%20%E2%84%962%202021.pdf (дата обращения: 04.02.2025).
3. Джексон Н. Kids AI Interview Series: Доктор Ник Джексон раскрывает будущее образования через ИИ / Эврен Йигит // Kids AI Interview Series. – 2024. – URL:
www.kidsai.io (Дата обращения: 26.05.2024).
4. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект», утверждённая 10.10.2019. URL:
https://digital.gov.ru/ru/documents/6658/ (дата обращения: 13.02.2025).
5. Йигит Э. Открывая новые горизонты: роль искусственного интеллекта в расширении возможностей детского образования и медиа [Электронный ресурс] / Evren Yiğit // Opening new horizons: AI’s role in expanding opportunities for childhood education and media [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/otkryvaya-novye-gorizonty-rol-iskusstvennogo-intellekta-v-rasshirenii-vozmozhnostey-detskogo-obrazovaniya-i-media/viewer (дата обращения: 11.02.2025).
6. Илюшин Л. С., Торпашёва Н. А. Ярославский педагогический вестник. — 2024. — № 3 (138).
7. Ито М., Кросс Р., Динакар К., Оджерс К. (ред.). Алгоритмические права и защиты для детей. — MIT Press, 2023. — URL:
https://mitpress.mit.edu/9780262545488/algorithmic-rights-and-protections-for-children/ (дата обращения: 13.02.2025).
8. Курбонмамадов П. А. К вопросу о новых коммуникациях: искусственный интеллект и дошкольник [Электронный ресурс] / П. А. Курбонмамадов // Academic research in educational sciences. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-novyh-kommunikatsiyah-iskusstvennyy-intellekt-i-doshkolnik (Дата обращения: 10.12.2024).
9.
Лукашевич О. Ю. Применение нейросетей и искусственного интеллекта в дошкольном образовании: новые возможности для обучения (дата обращения: 13.02.2025).
10.
Нан Цзян. Исследование применения искусственного интеллекта в дошкольном образовании // Journal of Physics: Conference Series [Электронный ресурс] (Дата обращения: 10.12.2024).
11. Национальный кодекс этики использования искусственного интеллекта в РФ, утверждённый 10.10.2019. URL:
https://ethics.a-ai.ru/ (дата обращения: 13.02.2025).
12. Новик Н. Н., Евсеева О. П., Зайцева Д. К. Мир образования: новые вызовы и возможности // URL:
https://kpfu.ru/staff_files/F1020298609/Statya_Mir_obrazovaniya_Novik.pdf (дата обращения: 13.02.2025).
13. Свердлова Н.А., Орлова Е.С. Анализ возможностей искусственного интеллекта применительно к обучению в школе // Международный научно-исследовательский журнал. – 2024. - № 1 (139). URL:
https://research-journal.org/media/articles/9780.pdf (дата обращения: 13.02.2025).
14. Селвин Н. Должны ли роботы заменить учителей? ИИ и будущее образования: книга. — 1-е изд. — Кембридж, Великобритания: Политическая пресса, 2019. — 160 с.
15. Свердлова Н.А., Орлова Е.С. Анализ возможностей искусственного интеллекта применительно к обучению в школе // Международный научно-исследовательский журнал. – 2024. - № 1 (139). URL:
https://research-journal.org/media/articles/9780.pdf (дата обращения: 13.02.2025).
16. Сошников Д. Модель искусственного интеллекта начинает вести себя как человек [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://naked-science.ru/article/column/dmitrij-soshnikov-model-i (Дата обращения: 10.12.2024).
17. Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 г. № 124. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/50326 (дата обращения: 13.02.2025).
18. Чулюков В. А., Дубов В. М. Искусственный интеллект и будущее образования // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 3. — С. 27-31.