СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Власова А. А.

РГПУ им. А. И. Герцена,

Санкт-Петербург

Влияние цифровых технологий на формирование математической грамотности у студентов технических колледжей

В статье обоснована значимость интеграции цифровых технологий на формирование математической грамотности у студентов технических колледжей. Анализируются различные инструменты и платформы, способствующие улучшению понимания математических концепций и повышению мотивации к обучению. Результаты исследования подчеркивают значимость интеграции цифровых технологий в образовательный процесс для повышения качества математического образования.

Vlasova A. A.

Herzen Russian State Pedagogical University,

St. Petersburg

The impact of digital technologies on the formation of mathematical literacy among students of technical colleges

The article substantiates the importance of integrating digital technologies into the formation of mathematical literacy among students of technical colleges. Various tools and platforms are analyzed that help improve understanding of mathematical concepts and increase motivation for learning. The results of the study emphasize the importance of integrating digital technologies into the educational process to improve the quality of mathematical education.
В современном мире математическая грамотность становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов технических колледжей. Она включает в себя способность применять математические знания и навыки для решения практических задач в различных областях. Цифровые технологии играют ключевую роль в образовательном процессе, предоставляя новые возможности для обучения и повышения уровня математической грамотности. В данной статье рассматривается влияние цифровых технологий на формирование математической грамотности у студентов технических колледжей, а также выявляются преимущества и вызовы, связанные с их внедрением.
Валеев И. И. [2] в своей статье пишет, что математическая грамотность предполагает способность обучающихся формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Также автор опирается на Г. Ковалева [6], который рассматривает математическую грамотность как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Иными слова можно сказать, что математическая грамотность — это способность личности не только понимать и применять математические концепции и методы, но и использовать их в реальной жизни для решения практических задач, анализа информации и принятия обоснованных решений. Это включает в себя умение интерпретировать и оценивать количественную информацию, а также применять математические знания в различных контекстах, таких как работа, повседневная жизнь и общественные вопросы. Математическая грамотность позволяет людям критически осмысливать числовые данные, делать выводы на основе анализа и эффективно общаться с использованием математического языка.
Дударева Н.В. [4] в своей статье выделяет четыре компонента математической грамотности:
  • Когнитивный: предметные математические знания, необходимые для решения задач в разнообразных практических контекстах;
  • Деятельностный: умения и навыки, необходимые для решения проблем средствами математики; овладение опытом интерпретации полученных результатов с учетом поставленной проблемы;
  • Прогностический: эмоционально-ценностное отношение к математике и математической деятельности, понимание возможности применения математики в различных областях деятельности;
  • Рефлексивный: анализ, контроль и оценка полученного решения, использованных методов, внесение корректировки в методы решения аналогичных задач с учетом возникших затруднений.
Компоненты математической грамотности направлены на то, чтобы человек мог использовать приобретённые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Таким образом, мы можем отследить четко прорисовывающую связь между математической грамотностью и профессиональными компетенциями студентов технических специальностей. Математика является основой для многих технических дисциплин, таких как физика или информатика. Знания в области алгебры, геометрии необходимы для понимания и применения технических концепций, также студенты часто сталкиваются с задачами, требующими использования статистики, вероятности и других математических методов для анализа данных и принятия решений. Студенты используют математические модели для анализа и решения инженерных задач, что требует высокой степени математической грамотности.В быстро меняющемся мире технологий математическая грамотность помогает студентам адаптироваться к новым инструментам и методам, что является важной частью профессиональной подготовки.
В современном мире для обучения математике стали применять цифровые технологии, тем самым обучение стало более интерактивным, доступным и эффективным. Рассмотрим несколько основных категорий таких технологий:

Категории

Описание

Примеры

Программное обеспечение

С помощью ПО можно решать сложные математические задачи, проводить симуляции и визуализировать данные.

GeoGebra

Desmos

Microsoft Math Solver

Онлайн-платформы

Данные платформы могут включать себя разнообразные формы представления заданий и материала (видеоуроки, тесты, инструктивные задания). Обычно данные платформы используют задания для разного уровня знаний.

Яндекс Практикум

Khan Academy

Moodle

Фоксфорд

Учи. ру

Мобильные приложения

Данные приложения чаще всего решают и объясняют математические задачи, а также предоставляют дополнительные ресурсы для изучения темы.

Mathway

Socratic

Интерактивные инструменты

Интерактивные инструменты позволяют студентам активно участвовать в процессе обучения, также они помогают визуализировать сложные математические концепции

Quizlet

Edpuzzle


Цифровые технологии предоставляют широкий спектр инструментов, которые могут значительно улучшить процесс обучения, сделать его более интерактивным и доступным.
Цифровые технологии помогают в формирование математической грамотности у студентов технических вузов и играют ключевую роль в развитии их профессиональных компетенций. Например, совокупность знаний, умений и навыков, связанных с использованием цифровых инструментов, технологий и сервисов помогают строить компьютерные математические модели для описания финансовых процессов, а также развивает способность проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения. Знания в области программирования требуют понимания математических основ для разработки алгоритмов и программных решений. Профессиональных компетенций, зависящих от математической грамотности, очень много и включают в себя множество аспекта, и эти компетенции помогают студентам успешно интегрироваться в современную профессиональную среду, где требуется как математическая грамотность, так и навыки работы с цифровыми технологиями.
Как ранее было замечено, цифровые технологии оказывают значительное влияние на формирование математической грамотности студентов, здесь встречаются как положительные, так и негативные аспекты.
Из положительных аспектов первое, что хочется отметить, это доступность и открытость. Цифровые технологии являются достаточно разнообразными, это могут быть онлайн-курсы, видеоуроки, приложения и т. д. Таким образом, для студентов открывается возможность изучать материал в удобном для них формате. Цифровые технологии могут адаптировать обучение под каждого учащегося, тем самым студенты могут сосредоточиться на слабых местах. Визуализация помогает учащимся лучше осознать структуру и логику математики, например с помощью графиков. Помимо этого, визуализация способствует развитию пространственного мышления, что особенно важно в геометрии и других областях математики. Цифровые технологии предлагают учителям средства для отслеживания успеваемости учащихся, анализа их ошибок и планирования уроков, что способствует более эффективной организации учебного процесса.
Применение информационно-коммуникационных технологий актуально не только в качестве способа передачи учебного материала, но и в качестве демонстратора возможного пути познания, хода мыслительного процесса при решении проблемы, что и является неотъемлемой частью формирования математической грамотности школьников [1].
Несмотря на преимущества, необходимо также отметить наличие негативных аспектов. Студенты могут стать зависимыми от технологий, что, в свою очередь, может привести к негативным последствиям и препятствовать формированию математической грамотности. Применение технологий может заставить учащихся сосредоточиться на получении правильных ответов, не углубляясь в понимание математических концепций и принципов. Это может ограничить их способность применять знания в новых ситуациях.
Ниже рассмотрены конкретные примеры нескольких сервисов, которые можно использовать для формирования математической грамотности у студентов технического колледжа, для формирования определенных компонентов математической грамотности.

Ресурс

Компоненты влияния

Фоксфорд

На платформе есть интерактивные задания и видеоуроки, тем самым у студентов формируется углубленное понимание, практические навыки и саморегуляция в обучении

Учи.ру

С помощью интерактивных заданий и тестов, адаптированных под уровень знаний учащихся, формируется навык применения математики в реальных ситуациях.

Яндекс.Учебник

Помогает учащимся развивать самостоятельность и уверенность в своих знаниях.

Mathway

Данный сервис пошагово объясняет решение математических задач, тем самым развивает у учащихся навык понимания алгоритма.


Влияние цифровых технологий на формирование математической грамотности у студентов технических колледжей играет важную роль в современном процессе обучения. Современные образовательные платформы и инструменты открывают возможности учащимся для работы с интерактивными ресурсами, с помощью которых происходит достаточно глубокое понимание математических концепций и развитие навыков решения задач.
Во-первых, с помощью ресурсов Фоксфорд, Учи.ру или Яндекс.Учебник, у студентов появляется возможность самостоятельно изучать материал в удобном для них темпе и в любое удобное для них время. Интерактивные задания и видеоуроки делают процесс обучения более увлекательным и эффективным, что способствует повышению мотивации учащихся.
Во-вторых, цифровые технологии обеспечивают адаптивное обучение, позволяя учитывать индивидуальные потребности и уровень подготовки каждого студента. Это особенно важно в технических колледжах, где студенты могут иметь разные интересы и способности в математике.
Кроме того, виртуальные классы и онлайн-обсуждения способствуют взаимодействию между студентами и преподавателями, создавая пространство для обмена знаниями и опытом. Применение мультимедийных материалов способствует наглядному представлению сложных концепций, что делает их более доступными для понимания.
Однако, важно также учитывать потенциальные риски, связанные с избыточной зависимостью от технологий и нехваткой традиционных методов обучения. Тем не менее при правильном использовании цифровые технологии могут значительно обогатить процесс формирования математической грамотности, подготовив студентов к успешной профессиональной деятельности в технической сфере.

Литература:
  1. Батура Л. В. Роль информационно-коммуникационных технологий при формировании математической грамотности школьников / Л. В. Батура, А. В. Батура // Педагогическая наука и практика. – 2019. – № 1(23). – С. 98-101.
  2. Валеев И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции / И. И. Валеев // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 4(53). – С. 353-360.
  3. Денищева Л.О. Математическое моделирование - важнейший этап формирования математической грамотности в условиях запросов современного общества / Л. О. Денищева, И. С. Сафуанов, Ю. А. Семеняченко [и др.] // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2021. – № 4(58). – С. 60-83.
  4. Дударева Н. В. Модель формирования функционально-математической грамотности в процессе обучения математике / Н. В. Дударева, Е. А. Утюмова. – Текст : непосред ственный // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 4.
  5. Ефременко И. О. Влияние цифровых образовательных технологий на процессы формирования высших психических функций / И. О. Ефременко // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2018. – № 1-1. – С. 307-313.
  6. Ковалева Г. С. Первые результаты международной программы PISA-2009. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 г. URL: http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_pub.html
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda