В современном мире математическая грамотность становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов технических колледжей. Она включает в себя способность применять математические знания и навыки для решения практических задач в различных областях. Цифровые технологии играют ключевую роль в образовательном процессе, предоставляя новые возможности для обучения и повышения уровня математической грамотности. В данной статье рассматривается влияние цифровых технологий на формирование математической грамотности у студентов технических колледжей, а также выявляются преимущества и вызовы, связанные с их внедрением.
Валеев И. И. [2] в своей статье пишет, что математическая грамотность предполагает способность обучающихся формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Также автор опирается на Г. Ковалева [6], который рассматривает математическую грамотность как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Иными слова можно сказать, что математическая грамотность — это способность личности не только понимать и применять математические концепции и методы, но и использовать их в реальной жизни для решения практических задач, анализа информации и принятия обоснованных решений. Это включает в себя умение интерпретировать и оценивать количественную информацию, а также применять математические знания в различных контекстах, таких как работа, повседневная жизнь и общественные вопросы. Математическая грамотность позволяет людям критически осмысливать числовые данные, делать выводы на основе анализа и эффективно общаться с использованием математического языка.
Дударева Н.В. [4] в своей статье выделяет четыре компонента математической грамотности:
- Когнитивный: предметные математические знания, необходимые для решения задач в разнообразных практических контекстах;
- Деятельностный: умения и навыки, необходимые для решения проблем средствами математики; овладение опытом интерпретации полученных результатов с учетом поставленной проблемы;
- Прогностический: эмоционально-ценностное отношение к математике и математической деятельности, понимание возможности применения математики в различных областях деятельности;
- Рефлексивный: анализ, контроль и оценка полученного решения, использованных методов, внесение корректировки в методы решения аналогичных задач с учетом возникших затруднений.
Компоненты математической грамотности направлены на то, чтобы человек мог использовать приобретённые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Таким образом, мы можем отследить четко прорисовывающую связь между математической грамотностью и профессиональными компетенциями студентов технических специальностей. Математика является основой для многих технических дисциплин, таких как физика или информатика. Знания в области алгебры, геометрии необходимы для понимания и применения технических концепций, также студенты часто сталкиваются с задачами, требующими использования статистики, вероятности и других математических методов для анализа данных и принятия решений. Студенты используют математические модели для анализа и решения инженерных задач, что требует высокой степени математической грамотности.В быстро меняющемся мире технологий математическая грамотность помогает студентам адаптироваться к новым инструментам и методам, что является важной частью профессиональной подготовки.
В современном мире для обучения математике стали применять цифровые технологии, тем самым обучение стало более интерактивным, доступным и эффективным. Рассмотрим несколько основных категорий таких технологий:
Категории | Описание | Примеры |
Программное обеспечение | С помощью ПО можно решать сложные математические задачи, проводить симуляции и визуализировать данные. | GeoGebra Desmos Microsoft Math Solver |
Онлайн-платформы | Данные платформы могут включать себя разнообразные формы представления заданий и материала (видеоуроки, тесты, инструктивные задания). Обычно данные платформы используют задания для разного уровня знаний. | Яндекс Практикум Khan Academy Moodle Фоксфорд Учи. ру |
Мобильные приложения | Данные приложения чаще всего решают и объясняют математические задачи, а также предоставляют дополнительные ресурсы для изучения темы. | Mathway Socratic |
Интерактивные инструменты | Интерактивные инструменты позволяют студентам активно участвовать в процессе обучения, также они помогают визуализировать сложные математические концепции | Quizlet Edpuzzle |
Цифровые технологии предоставляют широкий спектр инструментов, которые могут значительно улучшить процесс обучения, сделать его более интерактивным и доступным.
Цифровые технологии помогают в формирование математической грамотности у студентов технических вузов и играют ключевую роль в развитии их профессиональных компетенций. Например, совокупность знаний, умений и навыков, связанных с использованием цифровых инструментов, технологий и сервисов помогают строить компьютерные математические модели для описания финансовых процессов, а также развивает способность проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения. Знания в области программирования требуют понимания математических основ для разработки алгоритмов и программных решений. Профессиональных компетенций, зависящих от математической грамотности, очень много и включают в себя множество аспекта, и эти компетенции помогают студентам успешно интегрироваться в современную профессиональную среду, где требуется как математическая грамотность, так и навыки работы с цифровыми технологиями.
Как ранее было замечено, цифровые технологии оказывают значительное влияние на формирование математической грамотности студентов, здесь встречаются как положительные, так и негативные аспекты.
Из положительных аспектов первое, что хочется отметить, это доступность и открытость. Цифровые технологии являются достаточно разнообразными, это могут быть онлайн-курсы, видеоуроки, приложения и т. д. Таким образом, для студентов открывается возможность изучать материал в удобном для них формате. Цифровые технологии могут адаптировать обучение под каждого учащегося, тем самым студенты могут сосредоточиться на слабых местах. Визуализация помогает учащимся лучше осознать структуру и логику математики, например с помощью графиков. Помимо этого, визуализация способствует развитию пространственного мышления, что особенно важно в геометрии и других областях математики. Цифровые технологии предлагают учителям средства для отслеживания успеваемости учащихся, анализа их ошибок и планирования уроков, что способствует более эффективной организации учебного процесса.
Применение информационно-коммуникационных технологий актуально не только в качестве способа передачи учебного материала, но и в качестве демонстратора возможного пути познания, хода мыслительного процесса при решении проблемы, что и является неотъемлемой частью формирования математической грамотности школьников [1].
Несмотря на преимущества, необходимо также отметить наличие негативных аспектов. Студенты могут стать зависимыми от технологий, что, в свою очередь, может привести к негативным последствиям и препятствовать формированию математической грамотности. Применение технологий может заставить учащихся сосредоточиться на получении правильных ответов, не углубляясь в понимание математических концепций и принципов. Это может ограничить их способность применять знания в новых ситуациях.
Ниже рассмотрены конкретные примеры нескольких сервисов, которые можно использовать для формирования математической грамотности у студентов технического колледжа, для формирования определенных компонентов математической грамотности.
Ресурс | Компоненты влияния |
Фоксфорд | На платформе есть интерактивные задания и видеоуроки, тем самым у студентов формируется углубленное понимание, практические навыки и саморегуляция в обучении |
Учи.ру | С помощью интерактивных заданий и тестов, адаптированных под уровень знаний учащихся, формируется навык применения математики в реальных ситуациях. |
Яндекс.Учебник | Помогает учащимся развивать самостоятельность и уверенность в своих знаниях. |
Mathway | Данный сервис пошагово объясняет решение математических задач, тем самым развивает у учащихся навык понимания алгоритма. |
Влияние цифровых технологий на формирование математической грамотности у студентов технических колледжей играет важную роль в современном процессе обучения. Современные образовательные платформы и инструменты открывают возможности учащимся для работы с интерактивными ресурсами, с помощью которых происходит достаточно глубокое понимание математических концепций и развитие навыков решения задач.
Во-первых, с помощью ресурсов Фоксфорд, Учи.ру или Яндекс.Учебник, у студентов появляется возможность самостоятельно изучать материал в удобном для них темпе и в любое удобное для них время. Интерактивные задания и видеоуроки делают процесс обучения более увлекательным и эффективным, что способствует повышению мотивации учащихся.
Во-вторых, цифровые технологии обеспечивают адаптивное обучение, позволяя учитывать индивидуальные потребности и уровень подготовки каждого студента. Это особенно важно в технических колледжах, где студенты могут иметь разные интересы и способности в математике.
Кроме того, виртуальные классы и онлайн-обсуждения способствуют взаимодействию между студентами и преподавателями, создавая пространство для обмена знаниями и опытом. Применение мультимедийных материалов способствует наглядному представлению сложных концепций, что делает их более доступными для понимания.
Однако, важно также учитывать потенциальные риски, связанные с избыточной зависимостью от технологий и нехваткой традиционных методов обучения. Тем не менее при правильном использовании цифровые технологии могут значительно обогатить процесс формирования математической грамотности, подготовив студентов к успешной профессиональной деятельности в технической сфере.
Литература:- Батура Л. В. Роль информационно-коммуникационных технологий при формировании математической грамотности школьников / Л. В. Батура, А. В. Батура // Педагогическая наука и практика. – 2019. – № 1(23). – С. 98-101.
- Валеев И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции / И. И. Валеев // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 4(53). – С. 353-360.
- Денищева Л.О. Математическое моделирование - важнейший этап формирования математической грамотности в условиях запросов современного общества / Л. О. Денищева, И. С. Сафуанов, Ю. А. Семеняченко [и др.] // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2021. – № 4(58). – С. 60-83.
- Дударева Н. В. Модель формирования функционально-математической грамотности в процессе обучения математике / Н. В. Дударева, Е. А. Утюмова. – Текст : непосред ственный // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 4.
- Ефременко И. О. Влияние цифровых образовательных технологий на процессы формирования высших психических функций / И. О. Ефременко // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2018. – № 1-1. – С. 307-313.
- Ковалева Г. С. Первые результаты международной программы PISA-2009. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 г. URL: http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_pub.html