СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Ягодник Л.Н.

Школа № 213

Санкт-Петербург

Яковлева О.В.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

Цифровые инструменты для развития функциональной грамотности школьников в процессе изучения английского языка

В статье обоснована актуальность развития функциональной грамотности школьников в контексте изучения английского языка. Охарактеризованы типы заданий, которые целесообразно применять в процессе развития функциональной грамотности (перевод текста, работа с новой лексикой имитационные упражнения и др.). Показаны возможности применения цифровых инструментов в процессе проектирования учебных заданий.

Yagodnik L.N.

School № 213

Saint-Petersburg, Russia

Yakovleva O.V.

HSPU

St. Petersburg, Russia

Digital tools for developing functional literacy in schoolchildren while learning English

The paper substantiates the relevance of developing functional literacy of schoolchildren in the context of learning English. The types of tasks that are appropriate to use in the process of developing functional literacy (text translation, working with new vocabulary, imitation exercises, etc.) are characterized. The possibilities of using digital tools in the process of designing educational tasks are shown.
Одной из актуальной проблем, с которой сталкивается учитель современной школы в процессе работы на этапе основного общего образования, является формирование навыков, входящих в состав функциональной грамотности. Как подчеркивал А. А. Леонтьева, «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3, с. 35]. Осуществлять успешное обучение невозможно без сформированности читательской грамотности, ведь именно текст является самым распространенным источником информации. Для формирования данной компетенции учителя используют задания, при выполнении которых нельзя дать однозначный ответ; они пробуждают необходимость рассуждать на предложенную тему, читать между строк и отделять важную информацию от второстепенной. Читательская грамотность - это межпредметная компетенция, в ее основе лежит работа с информацией различного рода. Именно читательская грамотность становится ключевым фактором на пути формирования функциональной грамотности.
В условиях применения развития цифровой образовательной среды в содержание функциональной грамотности входит группа умений, связанных с пониманием не только традиционных устных и письменных текстов, но и современных вариативных медиатекстов [1, 2].
Уроки иностранного языка на этапе основного общего образования представляют широкие возможности для развития читательской грамотности. Определить читательскую грамотность при изучении иностранного языка можно как способность ученика эффективно понимать, интерпретировать, анализировать и использовать текстовую информацию на изучаемом иностранном языке. Принимая во внимание особенности изучения иностранного языка, читательская грамотность выходит на ключевые позиции, поскольку она способствует развитию не только языковых, но и когнитивных навыков учащихся. Это особенно значимо в условиях средней школы, так как именно в этом возрасте закладываются основы для успешного владения иностранным языком.
Работа с текстами (как традиционными, так и цифровыми, в различных форматах) помогает учащимся расширять лексический запас, запоминая новые слова в контексте и осознавая их многозначность. Для некоторых учащихся именно осознанное запоминание лексических единиц в контексте является единственным возможным способом запоминания слов. Также работа с текстами на иностранном языке формирует навыки критического мышления: учащиеся анализируют тексты, учатся делать выводы и обобщать информацию, выявляют главную мысль и ключевые детали текста. И что наиболее ценно, учатся высказывать свое мнение на иностранном языке. Говоря о читательской грамотности в призме изучения иностранного языка, нельзя не упомянуть о возможностях формирования межкультурной компетенции. Ведь через работу с текстами на иностранном языке учащиеся узнают о культуре, традициях и образе мыслей носителей языка, что способствует их лучшему пониманию иноязычной культуры. Нельзя забывать и мотивационную составляющую при работе с текстами. Интересные и доступные тексты на иностранном языке мотивируют учащихся продолжать изучать язык, и повышают уверенность в своих силах, что стимулирует дальнейшее изучение иностранного языка. И наконец, развитие навыков чтения на иностранном языке оказывает положительное влияние на читательскую грамотность и на родном языке. Также формирование читательской грамотности при изучении иностранного языка способствует формированию самостоятельности в обучении: обладая достаточным уровнем читательской грамотности, учащиеся получают возможность самостоятельно получать недостающие знания в области иностранного языка, используя книги статьи, онлайн-ресурсы и другие материалы.
В соответствии с обновленными ФГОС формирование читательской грамотности обучающихся предполагает развитие следующих умений: найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать текст, осмыслить и оценить информацию и форму текста, использовать информацию из текста. Принимая это во внимание, при обучении иностранному языку в средней школе в работе с текстами целесообразно использовать задания следующих видов.
1. Перевод текста. После прочтения вслух текста на иностранном языке, учащиеся переводят его, выделяют новые лексические единицы, изучая их значение (часто они являются многозначными), определяя их правильное произношение работая со словарем и выписывая транскрипцию. В процессе такой работы происходит первичное запоминание лексики. В данном направлении можно постепенно знакомить обучающихся с цифровыми инструментами: системами автоматизированного перевода (computer assistant translation), машинным переводом с применением нейросетевых технологий (Google translate и аналогичные системы), мобильными приложениями и онлайн платформвми для перевода и постредактирования (ProWritingAid, iTranslate). Можно провести с учениками сравнение вариантов перевода текстов, сделанных «традиционным» способом, с помощью бумажного словаря, и с применением цифровых инструментов.
2. Составление предложений с новой лексикой. Выделив новую лексику из текста, учащиеся составляют предложения с ее применением. Если уровень знаний учащихся позволяет, можно составить небольшие тексты (сказки, рассказы, статьи с использованием новых слов). Таким образом идет активное расширение лексического запаса и активизация ранее изученной лексики. В данном аспекте можно применять приемы цифрового сторителлинга [4]: предложить ученикам разработать мини-презентации или видеоролики на базе придуманных рассказов и сказок (с помощью сервисов Powtoon, Яндекс презентаций и др.).
3. Ответы на вопросы в письменной и устной форме. Учащимся предлагается ответит на вопросы по тексту, составленные учителем в письменной форме, а затем осуществляется их устная проверка. Такое задание позволяет учащимся самостоятельно изучить текст, выполняя поиск ответов на вопросы, и проанализировать его. Устная проверка ответов позволяет совершенствовать навыки саморегуляции и самоконтроля. В данный тип заданий можно включить элементы геймификации: разработать интерактивную викторину по материалам прочитанного текста (4Exam, Interacty, Yandex Forms, Learning Apps, Wordwall, Опросникум и др.).
4. Упражнения, имитирующие жизненные ситуации. Например, написать свой рецепт блюда и составить меню для праздничного стола. После знакомства на уроке с текстами, посвященными приемам пищи и изучения тематической лексики, можно предложить учащимся составить рецепт блюда, используя изученную лексику. Желающие могут представить свои работы в не только в устной форме перед одноклассниками. Также можно применить возможности онлайн досок (Digipad, holst и др.), где одновременно каждый участник группы может разместить свой рецепт, а затем прокомментировать наиболее интересные идеи одногруппников. Таким образом, мы развиваем не только читательскую грамотность, но и совершенствуем коммуникативные навыки и стимулируем познавательную активность.
После чтения текста, презентующего предлоги движения и описывающего маршруты, учащимся можно предложить в группе или индивидуально разработать собственную карту и описать маршруты до определенных пунктов назначения с использованием изученной лексики. Такие задания можно осуществлять в игровой форме, предложив учащимся определить место на карте и дать словесный маршрут. В данном аспекте интересно подключить и онлайн карты (Яндекс карты): составить маршрут на карте, выбрать наиболее удобный вариант, словесно описать его и обосновать свой выбор. Задания подобного рода оказывают положительное влияние на мотивационную составляющую познавательного процесса.
5. Упражнения, направленные на прогнозирование содержания. Упражнения данного вида хорошо использовать при чтении художественных текстов. Прочитав текст, переведя его и проработав, учащиеся могут предложить собственные варианты продолжения текста или, наоборот, спрогнозировать, какие события могли предшествовать этому тексту. Прослушав предложенные варианты, можно обсудить их в рамках урока или в формате вебинара (в данном случае, к обсуждению можно подключить учеников других групп или классов, или родителей).
Большие возможности для совершенствования читательской грамотности предлагают занятия внеурочной деятельностью на иностранном языке. На таких занятиях появляется больше возможности работать с дополнительными аутентичными или адаптированными текстами, и даже с текстами песен. В качестве заданий можно предложить учащимся написать небольшой сценарий на иностранном языке для постановки или составить литературный перевод песни или стихотворения, сохранив замысел автора. Составленные учащимися переводы можно художественно оформить и представить на онлайн выставке творческих работ с целью диссеминации образовательных результатов.

Литература:
  1. Корякин С. В., Исмагилова Д. В. Медиаобразование в обучении младших школьников: риски и возможности // Universum: психология и образование. 2022. №12 (102). с. 8-10.
  2. Мышко Ф. Г., Титор С. Е. Повышение медиаграмотности детей как механизм их защиты от деструктивной информационной среды // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. №4. с. 170-173.
  3. Педагогика здравого смысла: сб. материалов / под науч ред А.А. Леонтьева. М: Баласс: Изд дом РАО, 2003. 368 с.
  4. Маняйкина Н. В., Надточева Е. С. Цифровое повествование: от теории к практике // Педагогическое образование в России. 2015. № 10. С. 60-64.
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda