На сегодняшний день образовательные организации накопили существенные массивы разнородных образовательных данных. Но, несмотря на это, основным источником информации об освоении образовательной программы и достижении образовательных результатов в виде сформированных компетенций, как правило, остаются данные о промежуточной и итоговой аттестации студентов, а также данные о текущей успеваемости и посещаемости. На основе этих данных широкое распространение получили различные модели предиктивной аналитики, которые позволяют прогнозировать успешность обучения студентов по отдельным дисциплинам в разрезе различных показателей [1]. Однако такой подход остается во многом одномерным, опирается на текущую успеваемость, не учитывает характер формирования образовательных результатов, не способен давать прогноз о качестве сформированных компетенций, что в свою очередь приводит к потере данных о профессиональных качествах будущего выпускника.
Большинство мировых и отечественных образовательных организаций уделяют особое значение развитию электронных информационных образовательных сред, включающих различные LMS, образовательные ресурсы, инструменты взаимодействия и коммуникации, оценки и контроля знаний, административные инструменты, интерактивные технологии и средства визуализации, системы поддержки пользователей.
Остановимся подробнее на электронных образовательных курсах [2], которые не стоят на месте, претерпели определенную эволюцию, благодаря технологическому развитию LMS, а также широкому развитию проектов, связанных с созданием электронных адаптивных обучающих курсов (АЭОК), персонализированной адаптивной обучающей системы (ПАОС). Главной особенностью которых является подбор образовательного контента, максимально соответствующего индивидуальным способностям, запросам и потребностям обучающегося [3,4]. Создание таких многоуровневых курсов и систем должна предполагать определенную структуру оценки формирования образовательных результатов.
В 1956 году Б. Блумом и его коллегами была предложена первая таксономия педагогических целей, которая предполагает иерархическую модель классификации образовательных результатов и является мощным инструментом по созданию курсов, формулированию целей обучения и оценке их достижения [5]. Таксономия состоит из следующих уровней, начиная с базового и предполагает движение к более сложным: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В 2001 году была предложена пересмотренная версия таксономии, где уровни были немного изменены и переименованы, добавив акцент на активные процессы [6]. В работе [7] была подчеркнута актуальность модели Блума в контексте современных подходов к обучению для разработки учебных программ и оценки образовательных результатов. На сегодняшний день многие преподавтели используют различные модели проектирования образовательных курсов, в том числе, основываясь на таксономии Блума, например, в работе [8] была предложена технологическая карта организации учебного процесса дисциплины c применением таксономии, реализуемой по смешанной модели с применением LMS Moodle.
Однако, на данный момент нет единого подхода, который бы позволял быстро осуществлять анализ образовательных данных по всем дисциплинам образовательной программы, проводя подробный анализ целей обучения, регламентированных электронными курсами, образовательных результатов обучающихся и предметной области. Авторы предлагают подход, основываясь на таксономии Блума, который позволит оценить когнитивную составляющую целей обучения применительно ко всем дисциплинам учебного плана образовательной программы, если обучение осуществляется с применением электронных обучающих курсов, разработанных, например, на базе LMS Moodle.
Журнал оценок любой дисциплины, реализуемой в LMS Moodle представляем матрицу (см. рисунок 1). Элементы j = 1, ..., M представляют собой совокупность всех элементов курса, которые должен выполнить обучающихся. Максимальная оценка за каждый элемент равна сумма wj, j = 1, ..., M баллов за весь электронный обучающий курс Каждый студент i, i = 1, ..., N набирает за курс баллов.