В процессе цифровой трансформации образования российская система образования сегодня уже перешла от стадии систематического применения информационно-компьютерных технологий в учебном процессе и управлении к поиску новых сценариев реализации системных процессов в цифровой образовательной среде (ЦОС) [7, 9, 5]. Дорожные карты реализации стратегии цифровой трансформации на федеральном и региональных уровнях предусматривают создание новых информационных систем и ресурсов [8, 9, 3]. Проанализировав дорожные карты ЦТ и посвященные данным вопросам публикации можно констатировать, что существуют два основных подхода к развитию ЦОС:
- частичная или полная автоматизация сложившихся процессов средствами существующих и уже используемых технологий,
- разработка новых, преимущественно автоматических, сценариев поведения и взаимодействия объектов и субъектов ЦОС.
При реализации первого подхода предполагается, что сценарий процесса не пересматривается, а сам процесс автоматизируется в той степени, в которой это возможно сделать средствами существующих технологий. Заказчики и разработчики информационных систем при этом руководствуются прежде всего возможностями технологий, т.к. считается, что сами процессы уже отстроены с учётом специфики отрасли. Примерами реализации такого подхода могут служить информационные системы, реализующие электронный журнал (дневник) и конструктор рабочих программ на портале «Единое содержание общего образования».
При разработке новых сценариев процессов, протекающих в системе образования, во главу угла чаще всего ставятся возможности цифровых технологий, реализующие невозможные вне ЦОС действия субъектов в среде. Например, для сценария автоматического контроля усвоения изученного материала, создателями электронных рабочих тетрадей были разработаны механизмы тематического контроля, автоматизированы алгоритмы программируемого обучения, разработан и внедрен алгоритм верификации вычислений, основанный на применении аппарата алгебры логики [1].
Рассмотрим оба описанных подхода с точки зрения основных принципов психодидактики. Психодидактика направлена прежде всего на развитие интеллектуальных, личностных, эмоциональных, духовно-нравственных и психосоматических аспектов психики обучающегося. Цель психодидактики сделать обучающегося активным участником процесса развития своей личности. Являясь междисциплинарной областью научного знания, психодидактика рассматривает образовательный процесс в контексте развивающего обучения и определяет роль обучющегося как субъекта личностного роста. Анализ научных трудов в области психодидактики [6, 2, 4] позволяет нам выделить и сформулировать следующие основные принципы психодидактики: диалектического метода познания, деятельностного подхода, развивающего обучения, творческого развития, предметной деятельности, единства индивидуальных и групповых форм учебной деятельности, нравственного развития.
Принцип диалектического метода познания (П1) основан на использовании анализа и синтеза для выявления противоречий и их разрешения, что способствует глубокому пониманию учебного материала.
Принцип деятельностного подхода (П2) определят такие способы и формы организации учебного процесса, основой которых является не пассивное восприятие учебного материала, а активная деятельности учащихся в пространственно-предметной среде, что способствует лучшему усвоению знаний и развитию навыков.
Принцип развивающего обучения (П3) направлен на развитие высших психических функций обучающегося, таких как мышление, внимание, память и восприятие и должно способствовать интеллектуальному, эмоциональному и духовно-нравственному развитию личности.
Принцип творческого развития (П4) в рамках психодидактики заключается в создании условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала обучающихся. Он подразумевает активное взаимодействие между педагогом и обучающимся, обмен знаниями и опытом, а также поддержку процессов самовоспитания и самообразования учащихся.
Принцип предметной деятельности (П5) заключается в том, что психика рассматривается как форма предметной деятельности, которая выполняет ориентировочную функцию. Психическая деятельность не изменяет внешние объекты напрямую, но включается в практическую деятельность в качестве её ориентирующего компонента.
Принцип единства индивидуальных и групповых форм учебной деятельности (П6) предписывает при организации учебной деятельности сочетать индивидуальные и групповые формы работы в целях выработки коммуникативных навыков, формированию личностной позиции и умения работать в коллективе.
Принцип нравственного развития (П7) определяет образовательный процесс не как процесс получения знаний, но как процесс трансляции культурной традиции общества, что способствует формированию нравственных ценностей и моральных принципов, гармоничному развитию обучающихся и их социальной адаптации.
Очевидно, что существующие регламенты процессов, протекающих в системе образования, сложились задолго до оформления психодидактики как самостоятельной отрасли научного знания. Следовательно, можно предположить, что реализация принципов психодидактики не является ведущим приоритетом при проектировании информационных систем и ресурсов в соответствии с первым из обозначенных подходов. Выборочный аналоговый анализ таких систем подтверждает наше предположение (см. таб.1.)
Таб. 1. Аналоговый анализ информационных систем на соответствие принципам психодидактики
Наименование ИС | П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 |
Электронный дневник | - | - | - | - | - | - | - |
РЭШ | - | - | - | - | + | + | - |
ФГИС «Моя школа» | - | - | - | - | - | + | - |
Конструктор рабочих программ | - | - | - | - | - | - | - |
Сферум | - | +/- | - | + | - | + | - |
При разработке новых сценариев процессов в системе образования шансы на соответствие разрабатываемых систем принципам психодидактики существенно повышаются. Так, уже упомянутые нами выше интерактивные рабочие тетради, реализуют на практике пять из семи (исключение – П4, П7), описанных нами принципов психодидактики. В качестве положительного примера можно также привести, разработанную компанией «Гиперметод» платформу «eClass»
[1] для проведения школьных и вузовских занятий, лекций, тренингов, онлайн-курсов и организации совместной работы с использованием нейроинтерфейсов.
Сформулируем общие правила построения новых ИСиР с соблюдением принципов психодидактики.
Правило 1. Новые сценарии. Автоматизация существующих сценариев деятельности субъектов в доцифровой информационно-образовательной среде образовательной организации не является эффективной. Требуется разработка новых сценариев с учётом основополагающих принципов психодидактики и актуальных и перспективных возможностей цифровых технологий.
Правило 2. Технология следует за сценарием. Приматом при разработке новых ИСиР является сценарий педагогического процесса. Возможности цифровых технологий должны адаптироваться и/или развиваться в соответствии с педагогическим сценарием.
Правило 3. Мультисценарность. Разрабатываемые ИСиР должны предусматривать возможность реализации нескольких сценариев на основе базового, в зависимости от образовательных потребностей субъектов.
Правило 4. Адаптивность. Разрабатываемые ИСиР должны иметь механизмы адаптации в зависимости от образовательных возможностей субъектов.
Правило 5. Интегративность. Разрабатываемые ИСиР не должны нарушать целостность и взаимосвязанность ЦОС. И, напротив, должны выступать в роли компенсаторных механизмов, компенсирующих в процессе интеграции недостатки предшествующих ИСиР.
Правило 6. Один ко многим. Разрабатываемые системы должны быть ориентированы не только на взаимодействие по моделям «субъект-субъект» и «субъект-объект», но также должны реализовывать модели «субъект-среда», «субъект-группа» и «группа-группа».
Выводы. Автоматизация уже устоявшихся в системе образования процессов не приведёт к сколько-нибудь заметному улучшению качества ЦОС и, как следствие, к улучшению качества образования. Эффективное развитие ЦОС невозможно без учёта достижений современной педагогической науки. Ведущей отраслью современной педагогики сегодня является психодидактика. Новые ИСиР должны проектироваться с учётом основных принципов психодидактики, формализованных в правила для проектировщиков и разработчиков ЦОС.
Литература:1.Белкин, П. Ю. Опыт использования платформы «ИНТЕРАКТИВНЫЕ РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ» на уроках русского языка, истории и обществознания / П. Ю. Белкин, Е. С. Сахарова, Ж. В. Торхова // Дистанционное обучение: реалии и перспективы : Материалы VI всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15–19 февраля 2021 года. – Санкт-Петербург: ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2021. – С. 27-30. – EDN MKOOJE.
2.Гибельгауз О. С. Психодидактические пакетные технологии обучения : монография / О. С. Гибельгауз, А. Н. Крутский - Барнаул : АлтГПУ, 2016. 179 с.
3.ДОРОЖНАЯ КАРТА «Цифровой трансформации системы образования города Ростова-на-Дону» на период май 2021 – май 2023
4.Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. -СПб.: Питер, 2007. -С. 30. EDN: QVMKLJ
5.Пучков М. Ю. Перспективные технологии цифровой трансформации образования / М. Ю. Пучков, А. В. Колышкин, В. В. Тимченко // Менеджмент XXI века: социально-экономическая трансформация в условиях неопределенности: Сборник научных статей по материалам XVIII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2020 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – С. 11-30. – EDN USSOTT
6.Рахимов, А. З. Принципы психодидактики : Методическое пособие / А. З. Рахимов. – Уфа, 2007. – 160 с. – ISBN 5-88064-095-7. – EDN TEXVYX.
7.Уваров А. Ю. Три сценария развития образования и его цифровая трансформация // Continuum. Математика. Информатика. Образование. – 2020. – №. 3 (19). – С. 61-74.
8.Цифровая трансформация: дорожная карта URL:
https://dt.petersburg.ru/492-2/дорожная-карта/ (дата обращения: 11.02.2025)
9.Шапиро К. В. Стратегия цифровой трансформации образования Санкт-Петербурга на период 2022–2024 гг. Цифровая трансформация образования по-петербургски / Сост.: Стонякин А. Г. – СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2022. – 79 с. стр. 50-53
- [1] Платформа «eClass» URL: https://hypermethod.ru/eclass