Применение цифровых платформ в образовательном процессе высшей школы является одним из обязательных условий для формирования информационно-коммуникационных компетенций будущих врачей-специалистов. Цифровые симуляторы, лаборатории виртуальной реальности, цифровые приборы становятся повседневными элементами в подготовке врачей.
Для повышения эффективности учебного процесса в рамках биофизического образования будущих врачей нами была разработана модель непрерывного биофизического образования в медицинском университете. Блоки модели, связи между ними, механизмы наполнения и основные дидактические принципы, реализуемые с помощью нашей модели, описаны в работах [1–4]. С целью изучения функционирования модели мы представляем прототип, реализующий работу модели в упрощенном режиме.
Архитектура прототипа дидактической модели непрерывного биофизического образования в медицинском вузе представлена базой данных (БД), состоящей из 5 таблиц: «Теория», «Практика», «Контроль», «Учебно-методическая карта», «Обучающийся». Рассмотрим структуру каждой таблицы и связи между ними.
В таблице данных «Теория» предусмотрены следующие поля: «Курс», «Специальность», «Дисциплина», «Раздел», «Тема», «Название», «Ссылка», «Тип теории», «Тип лекции», «Тип статьи», «Тип учебника», «Автор», «Год издания», «Теги», «Сложность», «Время», «Аннотация», «ИД_теория». Для упрощения работы с данными полями создана вспомогательная таблицу, где перечисляются такие дисциплины, как «Информатика», «Статистика», «Физика», соответствующие разделы из этих дисциплин и ассоциированные с разделами темы. Таким образом заполнение полей «Дисциплина», «Раздел», «Тема» в таблице «Теория» реализовано выбором значений (получаемых из вспомогательной таблицы) из выпадающих списков.
В таблице данных «Практика» предусмотрены следующие поля: «Курс», «Специальность», «Дисциплина», «Раздел», «Тема», «Название», «Ссылка», «Тип практики», «Тип лабораторной работы», «Теги», «Сложность», «Время», «ИД_практика». Назначение полей «Курс», «Специальность», «Дисциплина», «Раздел», «Тема», «Название», «Ссылка», «Теги», «Сложность», «Время», «ИД_практика» и способы их заполнения аналогичны полям из ранее описанной таблицы «Теория», за небольшими исключениями. Поле «Сложность» предназначено для ввода сложности решения данного практического задания по 3‑балльной шкале (а не 10‑балльной), а поле «Время» – примерного времени, необходимого для его решения.
В таблице данных «Контроль» предусмотрены следующие поля: «Курс», «Специальность», «Дисциплина», «Раздел», «Название», «Ссылка», «Тип контроля», «Тип самоконтроля», «Тип промежуточного контроля», «Тип итогового контроля», «Сложность», «Время», «Теги», «ИД_контроль». Назначение полей «Курс», «Специальность», «Дисциплина», «Раздел», «Название», «Ссылка», «Теги», «Сложность», «Время», «ИД_контроль» и способы их заполнения идентичны полям из ранее описанной таблицы «Теория». Дополнительно в поле «Сложность» предусмотрен ввод максимальной сложности решения данного практического задания по 10‑балльной шкале.
Таблица «Учебно-методическая карта» предназначена для хранения ключей-ссылок на дидактические материалы, распределённые по таблицам «Теория», «Практика», «Контроль». В данной таблице предусмотрены следующие поля: «Курс», «Специальность», «Дисциплина», «Раздел», «Тема», «Тип материала», «Адрес», «ИД_материала». Таблица заполняется через форму, специально для этого предназначенную. Предполагается, что пользователь (преподаватель, лаборант, методист) будет просматривать учебные материалы в соответствии с фильтром, установленным в этой форме. Материалы, подходящие под данное занятие, должны заноситься в таблицу «Учебно-методическая карта», при этом поля «Курс», «Специальность», «Дисциплина», «Раздел», «Тема», «Тип материала», «Адрес» заполняются автоматически значениями по записям из соответствующих таблиц «Теория», «Практика», «Контроль». Поле «ИД_материала» является составным ключом типа «XXXX_#», где «XXXX» принимает значения «Теория», «Практика», «Контроль», а «#» – соответствующий идентификатор («ИД») материала, наследующий значение «ИД_теория», «ИД_практика», «ИД_контроль» из ассоциированных таблиц. Для реализации последнего на формах «Теория», «Практика», «Контроль» размещена кнопка «Занести в учебно-методическую карту», нажатие которой запускает процедуру создания ключа-идентификатора данного материала и его записи в поле таблицы «Учебно-методическая карта». Фильтрация и добавление записей в форму «Учебно-методическая карта» организована через форму «Добавление в учебно-методическую карту».
Таблица «Обучающийся» содержит следующие поля: «ИД_обучающегося», «Специальность», «Курс», «Факультет», «ФИО», «Предпочтения», «Скоростной режим». Поле «ИД_обучающегося» предназначено для хранения уникального номера обучающегося в БД; «Специальность», «Курс», «Факультет», «ФИО» – для соответствующих данных о конкретном обучающемся. Поле «Предпочтения» содержит ранги предпочтительного типа теоретического материала для обучающегося в виде «a;b;c», где a, b, c – целые числа от 1 до 3, соответствующие рангам типа лекции «Печатная», «Аудио», «Видео». Поле «Скоростной режим» может принимать следующие значения: «низкий», «средний», «высокий» и связано со скоростью восприятия информации обучающимся. Ранги предпочтений позже будут использоваться для персонализированного подбора теоретического образовательного контента.
Схема обмена данными между таблицами в прототипе модели представлена на рисунке ниже: