СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Полякова К. А.

МБОУ «Рощинский Центр Образования»,

гп. Рощино

Роль контроля достижений обучающихся в процессе развития познавательной самостоятельности на уроках информатики

В статье описаны, проанализированы и рассмотрены методы контроля успеваемости, которые могут быть использованы в преподавании информатики, включая как традиционные, так и инновационные подходы; проведен анализ необходимости контроля успеваемости, выделены компоненты и уровни познавательной самостоятельности, которые могут быть использованы для оценки достижений учащихся.

Poliakova K. A.

MBOU «Roshchinsky Education Center»,

gp. Roshchino

The role of monitoring students' achievements in the process of developing cognitive independence in computer science lessons

The article describes and analyzes the methods of academic performance monitoring that can be used in teaching computer science, including both traditional and innovative approaches such as the use of tests, projects and practical assignments, analyzes the need for academic performance monitoring, which will help to understand how regular assessment of knowledge contributes to the formation of general learning skills and improve cognitive activity. The components and levels of cognitive independence of students are highlighted, which can be used to assess student achievements.
Современное образование направлено на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Информатика, как предмет, способствует развитию навыков поиска, анализа и применения информации. Контроль учебных достижений важен для оценки усвоения материала и выявления индивидуальных особенностей, но должен быть инструментом развития познавательной активности. Контроль на уроках информатики необходим для оценки знаний и развития самостоятельности. Традиционные тесты и контрольные работы следует дополнять другими методами, способствующими самоанализу. Учебные проекты и дидактические игры более эффективно вовлекают учащихся в процесс обучения [1].
Информатика, как дисциплина, требует как теоретических знаний, так и практических навыков. В условиях цифровой эпохи значительное внимание уделяется использованию электронных ресурсов для контроля, что позволяет не только автоматизировать процесс оценивания, но и сделать его более доступным и удобным для студентов. В этом контексте современные подходы включают в себя использование онлайн-платформ для тестирования и выполнения заданий, что повышает уровень мотивации учащихся и делает обучение более интерактивным [2].
Одной из задач контроля является определение индивидуальных достижений каждого ученика. Это позволяет выявить уровень их подготовки и способности к познавательной деятельности. Например, учитель может использовать формирующее оценивание, которое учитывать не только конечные результаты, но и процесс обучения. Это способствует более глубокой рефлексии обучающихся о собственных успехах и трудностях, что развивает их самооценку и мотивацию учиться дальше [3].
Метапредметные и предметные результаты оцениваются с использованием различных критериев, которые зависят от типа контроля и цели урока. Это может быть как оценка теоретических знаний, так и практических навыков в реализации проектов или выполнения практических заданий. Разнообразие форм контроля, включая групповые и индивидуальные работы, исследовательские проекты, а также конкурсы, позволяет задействовать различные аспекты познавательной деятельности учеников [4].
Контроль успеваемости на уроках информатики должен учитывать обратную связь от обучающихся через обсуждения, рефлексии и проекты, поощряя их инициативы для формирования познавательной самостоятельности. Метод проектов проверяет знания и способствует эмоциональному вовлечению, делая обучение осмысленным. К основным видам контроля относятся устные и письменные тесты, а также выполнение практических заданий. Устный контроль предполагает индивидуальные опросы, отслеживающие глубину усвоения знаний на различных уровнях сложности [1].
Письменный контроль включает тесты, контрольные работы и различные самостоятельные задания. Эти методы должны быть не только информативными, но также стимулировать учащихся к активной познавательной деятельности, предотвращая при этом возможную скуку на уроках [5]. Важным аспектом является и практический контроль, который подразумевает выполнение проектов и задач, что позволяет учащимся применять теоретические знания на практике.
Среди форм контроля можно выделить как традиционные способы, так и нетрадиционные методы, например, рефераты, конкурсные проекты или дидактические игры. Эти нетрадиционные формы способствуют созданию интерактивной образовательной среды, что делает процесс обучения более увлекательным и динамичным [2]. Использование электронных ресурсов также занимает важное место в системе контроля знаний, предоставляя возможность проводить тестирования в онлайн-формате и значительно ускоряя процесс получения результатов.
Классификация методов контроля базируется на различных критериях, включая машинные и без-машинные способы, а также смешанные методы, которые предполагают комбинирование нескольких форм. Смешанные подходы помогают эффективно учитывать индивидуальные особенности обучающихся и разнообразие их стилей восприятия учебного материала, тем самым способствуя более полному усвоению информации [6].
Организация контроля на уроках информатики требует четкой структуры и разнообразия, сочетания различных видов и форм контроля в соответствии с образовательными целями и потребностями учащихся. Это необходимо для оценки знаний, углубленного изучения и самостоятельного освоения информации.
Формирование обще-учебных навыков важно для адаптации учеников в современном мире. Контроль должен способствовать самостоятельной познавательной деятельности. Он должен включать формирующие и итоговые мероприятия. Формирующие мероприятия должны поощрять активность и самостоятельность учеников, способствуя развитию вовлеченности и интереса к материалу [7].

Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся на уроках информатики — многогранный процесс. Важно осознавать сложности и выделить компоненты и уровни познавательной самостоятельности, которые представлены, распределены и описаны в Таблице 1.

Таблица 1. Уровни познавательной самостоятельности

Уровень

Компонент познавательной самостоятельности

Мотивационно-волевой

Когнитивный

Практико-ориентированный

Репродуктивный

Познание ограничено сиюминутным интересом и репродуктивной деятельностью. Отсутствует стремление к углублению знаний, внутренние мотивы познания слабые, преобладают внешние. Потребность в знаниях низкая. Познавательная самостоятельность ограничена уроком, отсутствует желание самостоятельного познания. Представления о необходимости образования и самостоятельной деятельности общие.

Обучающийся знает лишь отдельные, существенные признаки предметов и явлений, выделяет только внешние свойства. Работа с информацией определена ограниченным набором инструментов и способов.

Ученик владеет только алгоритмами действий, задания выполняет по аналогии или по заранее составленному плану, результаты при одинаковых исходных данных совпадают. Выводы, полученные из работы с информацией, изолированы друг от друга, часто непосредственно представляют саму изученную информацию.

Частично-поисковый

Самостоятельная добыча знаний обусловлена любознательностью и узким кругом интересов. Есть склонность к определенным предметам, стремление к ответам на вопросы и установлению причинно-следственных связей. Познавательная потребность развита средне. Цели познавательной деятельности непостоянны и часто меняются, что ведет к неустойчивости желания самостоятельно познавать и прилагаемых усилий.

Образ объектов и явлений цельный, существенные признаки объединены в общую систему.

Владение основным методическим комплексом работы с информацией, умеет правильно подбирать инструментарий для решения конкретной задачи с применением наглядности. Учащийся может переносить известные факты об одних объектах на другие, а также может самостоятельно построить план работы с учетом известного. Выводы из изученных данных опосредованы, однако все еще изолированы.

Исследовательский

Учащийся заинтересован в изучение всех школьных предметов с целью обладания необходимыми знаниями для будущего. Познавательная потребность имеет высокую степень важности. Цели познавательной деятельности строго определены, а также на их основании выработан текущий, несменный план действий. При неудаче учащийся прикладывает еще больше усилий, в решении задач опирается, в основном, на свои силы. Желание познавать очень велико, удовлетворение наступает от осознания достижений.

В объектах и явлениях учащийся видит не только внешние признаки, но и внутреннюю, «субъективную» сущность. Каждый известный объект имеет в сознании учащегося социальную ценность, а также рассматривается его использование в будущем.

Обучающийся может выбрать наиболее рациональный метод решения поставленной задачи, использует творческое мышление, а также создает свои методы по обработке информации и познавательной деятельности. Информация собирается из широкого списка источников различного порядка, а после анализируется и приводится к единому выводу.

Самостоятельная познавательность проявляется через когнитивный, практико-организационный и мотивационно-волевой компоненты. Когнитивный компонент оценивается объемом знаний, демонстрируемым учащимися письменно или устно. Развитие практико-организационного компонента определяется владением инструментами работы с информацией, умением выделять главное и делать выводы. Мотивационно-волевой компонент проявляется через интерес к познанию, положительное отношение к знаниям, активность, инициативность, стремление к саморазвитию и ответственность за результаты обучения.
Одним из важнейших критериев развития данного компонента является отсутствие абсолютной стереотипизации, применение различных методов и инструментов в новых ситуациях самостоятельно [10].
Проектная работа — форма самостоятельной познавательной деятельности в обучении информатике. Она позволяет студентам исследовать проблемы, применять знания, развивать креативность и командные навыки. Проектная работа формирует навыки взаимодействия, креативность и инициативу. [8]. Создание проектов часто приводит к неожиданным результатам, позволяя обучающимся исследовать новые и интересные аспекты предмета.
Личность учителя также играет значительную роль в организации самостоятельной познавательной деятельности. Преподаватель должен выступать не только как источник знаний, но и как наставник, который направляет и мотивирует учащихся на освоение новых форм работы [9]. Он должен создавать условия, способствующие исследовательской активности, поддерживать инициативу учеников и помогать им видеть ценность самостоятельного поиска информации и решений.
Контроль учебных достижений – важный элемент образовательного процесса, выявляющий сильные и слабые стороны учеников и стимулирующий к углубленному изучению предмета. Регулярная оценка, включающая тестирование, проекты и практические задания, необходима.
Информационные технологии автоматизируют оценку, делая её интерактивной и доступной. Они повышают интерес к предмету, способствуют самостоятельной познавательной деятельности и развивают творческую активность, упорство и самостоятельность.
Контрольные мероприятия формируют обще-учебные навыки: планирование, организацию, анализ и выводы. Эти навыки важны для обучения и профессиональной деятельности.
В заключение данной работы можно подвести итоги, касающиеся важности контроля учебных достижений на уроках информатики и его непосредственной связи с развитием познавательной самостоятельности обучающихся. В процессе анализа различных аспектов данной темы было выявлено, что контроль успеваемости не только служит инструментом оценки знаний и умений учащихся, но и является важным фактором, способствующим формированию у них необходимых обще-учебных навыков. Эти навыки, в свою очередь, играют ключевую роль в процессе индивидуализации обучения, что позволяет каждому ученику развиваться в соответствии с его личными потребностями и интересами.

Литература:
1. Тарасенкова В. Н. Доклад: «формы и методы контроля на уроках информатики» [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2012/07/20/doklad-formy-i-metody-kontrolya-na-urokakh-informatiki.
2. Кириллова Л. А. Организация контроля на уроках информатики [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-kontrolya-na-urokah-informatiki-2946078.html.
3. Босова Л. Л., Самылкина Н. Н. Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика» : методические рекомендации . – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 83 с.: ил.
4. Александрова З.В. Оценивание учебных достижений учащихся на уроках... [Электронный ресурс] // videouroki.net - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/otsienivaniie-uchiebnykh-dostizhienii-uchashchikhsia-na-urokakh-informatiki.html.
5. Нидворягина Е. А. Контроль знаний на уроках информатики в начальной школе. [Электронный ресурс] // multiurok.ru - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/kontrol-znanii-na-urokakh-informatiki-v-nachalnoi.html.
6. Веселаго Г. В. Формы контроля знаний и умений учащихся на уроках информатики [Электронный ресурс] // volgodonsk-mousosh13.narod.ru - Режим доступа: https://volgodonsk-mousosh13.narod.ru/metodkopilka/formy_tekushhego_kontrolja_znanij_i_umenij_uchashh.pdf.
7. Бурова Н.И. К вопросу о формировании общеучебных умений и навыков у школьников // Вестник Челябинского государственного университета. 1999. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-obscheuchebnyh-umeniy-i-navykov-u-shkolnikov (28.02.2025).
8. Гришаева А.П. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения информатике [Электронный ресурс] // irbis.gnpbu.ru - Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/aref_2000/grishaeva_a_p_2000.pdf.
9. Гришаева А.П., Диссертация на тему «Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения информатике» [Электронный ресурс] // www.dissercat.com - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/samostoyatelnaya-poznavatelnaya-deyatelnost-uchashchikhsya-v-protsesse-obucheniya-informatik.
10. Каменский, А. А. Развитие познавательной самостоятельности подростков в современной школе: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / Каменский Алексей Алексеевич. - СПб., 2020. - 235 с.

ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda