Полякова К. А.
МБОУ «Рощинский Центр Образования»,
гп. Рощино
Роль контроля достижений обучающихся в процессе развития познавательной самостоятельности на уроках информатики
Poliakova K. A.
MBOU «Roshchinsky Education Center»,
gp. Roshchino
The role of monitoring students' achievements in the process of developing cognitive independence in computer science lessons
Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся на уроках информатики — многогранный процесс. Важно осознавать сложности и выделить компоненты и уровни познавательной самостоятельности, которые представлены, распределены и описаны в Таблице 1.
Таблица 1. Уровни познавательной самостоятельности
Уровень | Компонент познавательной самостоятельности | ||
Мотивационно-волевой | Когнитивный | Практико-ориентированный | |
Репродуктивный | Познание ограничено сиюминутным интересом и репродуктивной деятельностью. Отсутствует стремление к углублению знаний, внутренние мотивы познания слабые, преобладают внешние. Потребность в знаниях низкая. Познавательная самостоятельность ограничена уроком, отсутствует желание самостоятельного познания. Представления о необходимости образования и самостоятельной деятельности общие. | Обучающийся знает лишь отдельные, существенные признаки предметов и явлений, выделяет только внешние свойства. Работа с информацией определена ограниченным набором инструментов и способов. | Ученик владеет только алгоритмами действий, задания выполняет по аналогии или по заранее составленному плану, результаты при одинаковых исходных данных совпадают. Выводы, полученные из работы с информацией, изолированы друг от друга, часто непосредственно представляют саму изученную информацию. |
Частично-поисковый | Самостоятельная добыча знаний обусловлена любознательностью и узким кругом интересов. Есть склонность к определенным предметам, стремление к ответам на вопросы и установлению причинно-следственных связей. Познавательная потребность развита средне. Цели познавательной деятельности непостоянны и часто меняются, что ведет к неустойчивости желания самостоятельно познавать и прилагаемых усилий. | Образ объектов и явлений цельный, существенные признаки объединены в общую систему. | Владение основным методическим комплексом работы с информацией, умеет правильно подбирать инструментарий для решения конкретной задачи с применением наглядности. Учащийся может переносить известные факты об одних объектах на другие, а также может самостоятельно построить план работы с учетом известного. Выводы из изученных данных опосредованы, однако все еще изолированы. |
Исследовательский | Учащийся заинтересован в изучение всех школьных предметов с целью обладания необходимыми знаниями для будущего. Познавательная потребность имеет высокую степень важности. Цели познавательной деятельности строго определены, а также на их основании выработан текущий, несменный план действий. При неудаче учащийся прикладывает еще больше усилий, в решении задач опирается, в основном, на свои силы. Желание познавать очень велико, удовлетворение наступает от осознания достижений. | В объектах и явлениях учащийся видит не только внешние признаки, но и внутреннюю, «субъективную» сущность. Каждый известный объект имеет в сознании учащегося социальную ценность, а также рассматривается его использование в будущем. | Обучающийся может выбрать наиболее рациональный метод решения поставленной задачи, использует творческое мышление, а также создает свои методы по обработке информации и познавательной деятельности. Информация собирается из широкого списка источников различного порядка, а после анализируется и приводится к единому выводу. |