СЕКЦИЯ
Цифровые образовательные практики

Кузнецова Н.А.

СПбГУПТД

г. Санкт-Петербург

Роль преподавателя в современном цифровом образовании

В статье развенчиваются мифы о замене преподавателя технологиями искусственного интеллекта. Исследуются актуальные модели взаимодействия педагога и студентов вуза в условиях цифровизации образовательного процесса. Предлагаются к анализу и обсуждению гибридные методики, которые могут быть внедрены в традиционно сложившиеся процессы и средства системы высшего образования.

Kuznetsova N.A.

SPbGUPTD

Saint Petersburg, Russia

The Role of the Teacher in Modern Digital Education

The article debunks myths about replacing teachers with artificial intelligence technologies. It examines current models of interaction between teachers and university students in the context of digitalization of the educational process. Hybrid methods that can be implemented in traditionally established processes and tools of the higher education system are proposed for analysis and discussion.
Система образования всегда отражала трансформационные процессы общества: социальные, экономические, культурные. Начиная со времен, когда обучение носило индивидуальный характер и было сосредоточено на передаче практических навыков и религиозных знаний, оно постепенно эволюционировало в подходы, направленные на массовое образование, структурирование и стандартизацию обучающих программ и методик в индустриальную и постиндустриальную эпохи. В классических и новаторских системах преподавания, в разные исторические периоды, применялись разнообразные методики и инструменты, рождались новые модели, селекционировались самые эффективные технологии. Но, пожалуй, одно оставалось незыблемой величиной на протяжении всей истории развития системы образования – это смыслообразующая роль преподавателя. Достаточно вспомнить системы обучения, созданные Аристотелем, Пифагором, Яном Амосом Коменским, Антоном Макаренко, Марией Монтессори и другими. 21 век, с его новейшими технологическими открытиями, с полным погружением в цифровизацию практически всех процессов: от рутины повседневной жизни до профессиональных и образовательных сфер, не внес в этот аспект образования ничего нового. Роль преподавателя по-прежнему считается константой, позволяющей процесс передачи знаний от поколения к поколению сделать качественным и продуктивным.
Однако, в связи с повсеместным применением в образовании последнего десятилетия искусственного интеллекта и это аксиоматичное утверждение подвергается переоценке. Дистанционное обучение, запрограммированное с учетом характеристик восприятия учебного материала, LMS системы, использующие большой массив данных, генеративные нейросети, способные продуцировать образовательный контент в любой области человеческих знаний, технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности, выполняющие функцию контроля и оценки заданий студентов, цифровые двойники – все это как будто нивелирует роль преподавателя, который не может соперничать с технологиями в скорости и объеме усвоения новой информации.
В одном из последних исследований в области использования искусственного интеллекта в образовании, проведенным командой Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании Высшей школы менеджмента СПБГУ, применение ИИ рассматривается «…как новая и значимая угроза для всего общества. Это наблюдение особенно важно в контексте образования, так как речь идет о потенциальном замещении работников некоторых профессий умными моделями» [1, 56]. Авторы исследования называют себя «технооптимистами с правильными методическими решениями» и ратуют за противостояние злонамеренному использованию технологий, осознавая, что в цифровом мире применение искусственного интеллекта в высшем образовании может привести к фундаментальным сдвигам всей системы. При этом в данном исследовании не анализируется уникальность компетенций вузовского преподавателя, на которые стоит опираться в период адаптации традиционной модели к происходящим изменениям.
Еще в одном исследовании, посвященном применению искусственного интеллекта в образовании, отмечается, «в вузах ИИ выявил, что проверка достижения образовательного результата с помощью текста (курсовые и рефераты) и теста вовсе не показывает «способность к деятельности», предполагаемую компетентностным подходом» [2, 8]. Здесь подчеркивается проблема формы предъявляемого образовательного результата, которая не соответствует современным реалиям, усугубляя разрыв между традиционным процессом усвоения новых знаний обучающимися и деятельностным подходом, заложенным в фонд оценочных средств (ФОС).
Таким образом, говоря о роли преподавателя в современном цифровом образовании мы видим два важных аспекта. Первый – это место и предназначение педагога в актуальной системе высшего образования. Второй – набор методов и инструментов для выстраивания эффективного образовательного процесса со студентами, и для контроля полученного ими образовательного результата в цифровой среде.
В ведущих вузах России роль преподавателя в качестве ретранслятора знаний из учебников и книг давно отдана на аутсорсинг дистанционному обучению. «Говорящие головы», даже самые авторитетные, записаны и оцифрованы в формате видео лекций, вебинаров, аудио книг. Формат доступный, удобный, открытый для использования. При этом, в дистанционном подходе, личность лектора далеко не главная составляющая эффективного обучения. Важнее для освоения новых знаний оказывается учет специфики восприятия информации студентами, последовательность учебных блоков, их продолжительность и визуальное оформление. Большую роль для такого показателя, как «доходимость» до конца дистанционных курсов, имеют игровые и практические задания, встроенные в систему, частота и разнообразие контрольных точек. То есть все, что называется педагогическим дизайном [3]. Уникальная личность лектора, его профессиональные экспертные знания отходят на второй план при дистанционном формате. Нововведение цифровой эры – цифровые двойники ученых, ведущих занятия, предполагают интерактивный элемент традиционного процесса, но на деле не оправдывают ожиданий из-за непрозрачности и схематичности воспроизведения учебного материала. Естественно, технологии не стоят на месте, они совершенствуются и развиваются, но роль преподавателя в этом процессе остается фоновой.
Какими же уникальными характеристиками обладает современный преподаватель вуза, не дипфейк? В первую очередь отличительной особенностью педагога является его возможность стать ролевой моделью для студентов. Тот самый набор характерных черт личности, манеры общения, отношения к своей работе, харизматичность, жизненный опыт – все это объединяется в единый образ, которому хочется подражать, на который хочется быть похожим, манеры которого перенимаешь и присваиваешь иногда на неосознанном уровне в процессе живого взаимодействия в разнообразных учебных ситуациях. Способность преподавателя вуза в цифровую эпоху-оставаться ролевой моделью для студентов, влияя на их жизненны выборы и научные ориентиры, абсолютно человеческая характеристика, не поддающаяся оцифровке.
Еще одна роль современного преподавателя, который перестал быть источником знаний, продолжать вовлекать в процесс познания, запускать исследовательские процессы, стимулировать и мотивировать обучающихся интересоваться, выбирать, делать нужные акценты, осознавать полезность и глубину знаний, в том числе предоставляемых искусственным интеллектом. Эта роль преподавателя-проводника, преподавателя-инициатора. В этой роли преподаватель вуза не просто выполняет функции навигатора для выстраивания персональной обучающей траектории, поскольку при правильном промте с такой задачей справится и генеративная нейросеть. Инициатор-проводник, помогает пройти выбранный маршрут, при необходимости перестроить его, сделать осознанный выбор в определенном направлении. У него есть возможность инициировать исследовательскую деятельность и оказывать активную поддержку в процессе освоения новых знаний, реализуя на практике деятельностный подход. В этом случае преподаватель действительно может использовать технологии искусственного интеллекта в качестве аранжировки учебно-педагогической деятельности.
Перечень методов и форм оценки результатов образовательной деятельности в цифровом пространстве, которые позволили бы преподавателю вуза полноценно контролировать процесс формирования и развития необходимых студенту компетенций, также подлежит серьезному анализу и трансформации. Стремительное распространение генеративный нейросетей не оставляет места традиционной для системы высшего образования метрики, показывающей уровень обученности – тексту. Определение Д.С. Лихачева, в котором он говорит, что «текст – это языковое выражение замысла его создателя» теряет смысл [4, 9]. Ведь создатель большинства текстов, которые предъявляют студенты в качестве курсовых и дипломных работ – искусственный интеллект. Вузы пока не готовы к такому вызову. Преподаватели берут на себя еще одну роль – борца с ветряными мельницами и, неизбежно, проигрывают в этом раунде. Любая попытка ограничить, маркировать, запрещать использование текстов, созданных нейросетями, разбивается о простоту, доступность, разнообразие и быстрое их создание. В качестве альтернативы тексту, как универсальной метрики образовательного результата, может выступать проектный, деятельностный метод, в котором будут проявлены разработанные в фонде оценочных средств компетенции.
Инновационные подходы, основанные на интеграции педагогических методов с цифровыми технологиями, расширяют спектр ролей преподавателя высшей школы и позволяют адаптироваться в новой реальности, не потеряв главного преимущества естественного интеллекта перед искусственным – способности глубинного понимания потребностей и мотиваций человека.

Литература:
  1. Белая книга. Искусственный интеллект и образование. Коротко о том, что происходит // Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ. - Санкт-Петербург, 2024. - 64 с.
  2. Салман Хан Новые миры образования. Трансформация обучения в эпоху искусственного интеллекта// Изд-во Альпина ПРО, 2024. - 247 с.
  3. Тихомирова Е. Живое обучение: что такое e-learning и как заставить его работать // Елена Тихомирова 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 236 с.
  4. Лихачев Д. С. Текстология: Краткий очерк. - М.-Л.: Наука, 1964. -500 с.
ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ
Made on
Tilda