Система образования всегда отражала трансформационные процессы общества: социальные, экономические, культурные. Начиная со времен, когда обучение носило индивидуальный характер и было сосредоточено на передаче практических навыков и религиозных знаний, оно постепенно эволюционировало в подходы, направленные на массовое образование, структурирование и стандартизацию обучающих программ и методик в индустриальную и постиндустриальную эпохи. В классических и новаторских системах преподавания, в разные исторические периоды, применялись разнообразные методики и инструменты, рождались новые модели, селекционировались самые эффективные технологии. Но, пожалуй, одно оставалось незыблемой величиной на протяжении всей истории развития системы образования – это смыслообразующая роль преподавателя. Достаточно вспомнить системы обучения, созданные Аристотелем, Пифагором, Яном Амосом Коменским, Антоном Макаренко, Марией Монтессори и другими. 21 век, с его новейшими технологическими открытиями, с полным погружением в цифровизацию практически всех процессов: от рутины повседневной жизни до профессиональных и образовательных сфер, не внес в этот аспект образования ничего нового. Роль преподавателя по-прежнему считается константой, позволяющей процесс передачи знаний от поколения к поколению сделать качественным и продуктивным.
Однако, в связи с повсеместным применением в образовании последнего десятилетия искусственного интеллекта и это аксиоматичное утверждение подвергается переоценке. Дистанционное обучение, запрограммированное с учетом характеристик восприятия учебного материала, LMS системы, использующие большой массив данных, генеративные нейросети, способные продуцировать образовательный контент в любой области человеческих знаний, технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности, выполняющие функцию контроля и оценки заданий студентов, цифровые двойники – все это как будто нивелирует роль преподавателя, который не может соперничать с технологиями в скорости и объеме усвоения новой информации.
В одном из последних исследований в области использования искусственного интеллекта в образовании, проведенным командой Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании Высшей школы менеджмента СПБГУ, применение ИИ рассматривается «…как новая и значимая угроза для всего общества. Это наблюдение особенно важно в контексте образования, так как речь идет о потенциальном замещении работников некоторых профессий умными моделями» [1, 56]. Авторы исследования называют себя «технооптимистами с правильными методическими решениями» и ратуют за противостояние злонамеренному использованию технологий, осознавая, что в цифровом мире применение искусственного интеллекта в высшем образовании может привести к фундаментальным сдвигам всей системы. При этом в данном исследовании не анализируется уникальность компетенций вузовского преподавателя, на которые стоит опираться в период адаптации традиционной модели к происходящим изменениям.
Еще в одном исследовании, посвященном применению искусственного интеллекта в образовании, отмечается, «в вузах ИИ выявил, что проверка достижения образовательного результата с помощью текста (курсовые и рефераты) и теста вовсе не показывает «способность к деятельности», предполагаемую компетентностным подходом» [2, 8]. Здесь подчеркивается проблема формы предъявляемого образовательного результата, которая не соответствует современным реалиям, усугубляя разрыв между традиционным процессом усвоения новых знаний обучающимися и деятельностным подходом, заложенным в фонд оценочных средств (ФОС).
Таким образом, говоря о роли преподавателя в современном цифровом образовании мы видим два важных аспекта. Первый – это место и предназначение педагога в актуальной системе высшего образования. Второй – набор методов и инструментов для выстраивания эффективного образовательного процесса со студентами, и для контроля полученного ими образовательного результата в цифровой среде.
В ведущих вузах России роль преподавателя в качестве ретранслятора знаний из учебников и книг давно отдана на аутсорсинг дистанционному обучению. «Говорящие головы», даже самые авторитетные, записаны и оцифрованы в формате видео лекций, вебинаров, аудио книг. Формат доступный, удобный, открытый для использования. При этом, в дистанционном подходе, личность лектора далеко не главная составляющая эффективного обучения. Важнее для освоения новых знаний оказывается учет специфики восприятия информации студентами, последовательность учебных блоков, их продолжительность и визуальное оформление. Большую роль для такого показателя, как «доходимость» до конца дистанционных курсов, имеют игровые и практические задания, встроенные в систему, частота и разнообразие контрольных точек. То есть все, что называется педагогическим дизайном [3]. Уникальная личность лектора, его профессиональные экспертные знания отходят на второй план при дистанционном формате. Нововведение цифровой эры – цифровые двойники ученых, ведущих занятия, предполагают интерактивный элемент традиционного процесса, но на деле не оправдывают ожиданий из-за непрозрачности и схематичности воспроизведения учебного материала. Естественно, технологии не стоят на месте, они совершенствуются и развиваются, но роль преподавателя в этом процессе остается фоновой.
Какими же уникальными характеристиками обладает современный преподаватель вуза, не дипфейк? В первую очередь отличительной особенностью педагога является его возможность стать ролевой моделью для студентов. Тот самый набор характерных черт личности, манеры общения, отношения к своей работе, харизматичность, жизненный опыт – все это объединяется в единый образ, которому хочется подражать, на который хочется быть похожим, манеры которого перенимаешь и присваиваешь иногда на неосознанном уровне в процессе живого взаимодействия в разнообразных учебных ситуациях. Способность преподавателя вуза в цифровую эпоху-оставаться ролевой моделью для студентов, влияя на их жизненны выборы и научные ориентиры, абсолютно человеческая характеристика, не поддающаяся оцифровке.
Еще одна роль современного преподавателя, который перестал быть источником знаний, продолжать вовлекать в процесс познания, запускать исследовательские процессы, стимулировать и мотивировать обучающихся интересоваться, выбирать, делать нужные акценты, осознавать полезность и глубину знаний, в том числе предоставляемых искусственным интеллектом. Эта роль преподавателя-проводника, преподавателя-инициатора. В этой роли преподаватель вуза не просто выполняет функции навигатора для выстраивания персональной обучающей траектории, поскольку при правильном промте с такой задачей справится и генеративная нейросеть. Инициатор-проводник, помогает пройти выбранный маршрут, при необходимости перестроить его, сделать осознанный выбор в определенном направлении. У него есть возможность инициировать исследовательскую деятельность и оказывать активную поддержку в процессе освоения новых знаний, реализуя на практике деятельностный подход. В этом случае преподаватель действительно может использовать технологии искусственного интеллекта в качестве аранжировки учебно-педагогической деятельности.
Перечень методов и форм оценки результатов образовательной деятельности в цифровом пространстве, которые позволили бы преподавателю вуза полноценно контролировать процесс формирования и развития необходимых студенту компетенций, также подлежит серьезному анализу и трансформации. Стремительное распространение генеративный нейросетей не оставляет места традиционной для системы высшего образования метрики, показывающей уровень обученности – тексту. Определение Д.С. Лихачева, в котором он говорит, что «текст – это языковое выражение замысла его создателя» теряет смысл [4, 9]. Ведь создатель большинства текстов, которые предъявляют студенты в качестве курсовых и дипломных работ – искусственный интеллект. Вузы пока не готовы к такому вызову. Преподаватели берут на себя еще одну роль – борца с ветряными мельницами и, неизбежно, проигрывают в этом раунде. Любая попытка ограничить, маркировать, запрещать использование текстов, созданных нейросетями, разбивается о простоту, доступность, разнообразие и быстрое их создание. В качестве альтернативы тексту, как универсальной метрики образовательного результата, может выступать проектный, деятельностный метод, в котором будут проявлены разработанные в фонде оценочных средств компетенции.
Инновационные подходы, основанные на интеграции педагогических методов с цифровыми технологиями, расширяют спектр ролей преподавателя высшей школы и позволяют адаптироваться в новой реальности, не потеряв главного преимущества естественного интеллекта перед искусственным – способности глубинного понимания потребностей и мотиваций человека.
Литература:- Белая книга. Искусственный интеллект и образование. Коротко о том, что происходит // Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ. - Санкт-Петербург, 2024. - 64 с.
- Салман Хан Новые миры образования. Трансформация обучения в эпоху искусственного интеллекта// Изд-во Альпина ПРО, 2024. - 247 с.
- Тихомирова Е. Живое обучение: что такое e-learning и как заставить его работать // Елена Тихомирова 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 236 с.
- Лихачев Д. С. Текстология: Краткий очерк. - М.-Л.: Наука, 1964. -500 с.